Валентина Улич о малокомплектных школах: «Проблему надо решать прежде всего в интересах детей»
Ежедневные поездки в базовую школу в соседнем поселке или индивидуальный учебный план для каждого ребенка – какие есть варианты, чтобы обеспечить детям из маленьких населенных пунктов качественное образование? Реальность такова, что, когда в классе всего от одного (!) до четырех-пяти учеников, школа не может дать полноценное обучение и уж тем более внедрять современные образовательные стандарты. Невозможно собрать необходимый штат учителей-предметников, ведь от количества учеников зависит финансирование, а значит, и зарплата педагогов. В итоге получается, что один учитель в такой школе ведет по четыре-пять предметов – от физики с химией до географии и иностранного языка. Педагог начальных классов по совместительству преподает и в средних, хотя там совсем другой уровень и другие методики.
Это с одной стороны. С другой – год от года растет конкурс в вузы, а теперь уже и в учреждения среднего профессионального образования. В некоторых техникумах и колледжах Карелии уже в этом году на одно место претендовали до пяти человек. Качество образования, полученного в школе, становится определяющим фактором. Выпускники маленьких сельских школ просто не смогут конкурировать со своими сверстниками, которые учились физике – у учителя физики, английскому – у педагога, который прошел все аттестации и повышения квалификации именно по этому предмету.
Проблема малокомплектных школ в Карелии существует уже давно, и в разных районах решалась и решается по-разному. Так, в свое время серьезную реорганизацию пережили школы Олонецкого района. Наступивший учебный год, сообщила газета «Олония», начался без нареканий: для 440 ребят организован подвоз на школьных автобусах. Кроме того, открыты 137 классов-комплектов, где объединяются дети разного возраста. Школа в поселке Ляскеля с этого года переходит к сетевой модели: девятиклассники из окрестных населенных пунктов будут приезжать сюда для изучения профильных предметов. К надвоицкой средней школе еще в середине 2000-х были присоединены каменноборская и полгинская основные школы. Часть ребят сегодня опять же возят на школьных автобусах, часть живет в интернате. Условия хорошие, есть даже бассейн (далеко не каждая столичная школа таким может похвастаться). Педагоги, у которых, конечно, отношение к оптимизации было неоднозначным, сейчас признают: дети из Каменного Бора и Полги теперь получают значительно более качественное образование.
То есть варианты ищутся разные, важно, чтобы во главу угла ставились интересы детей и забота об их будущем, уверена замглавы Карелии по социальным вопросам Валентина Улич. Где-то удается без больших трудностей убедить родителей в том, что та или иная форма реорганизации школьной сети необходима. Но возникают и острые, конфликтные ситуации, как, например, в этом году в поселках Ламбасручей и Великая Нива Медвежьегорского района. Там некоторые родители не привели детей на линейку 1 сентября в знак бойкота планам по реорганизации.
— Эти основные школы сегодня не являются самостоятельными, это структурные подразделения великогубской школы (в Великой Ниве 14 учеников, в Ламбасручье 26 детей – прим.ред.). Там сейчас сохранены начальные классы, потому что возить малышей в соседний поселок действительно очень сложно, а обеспечить для них образовательный стандарт в тех условиях возможно, — поясняет Валентина Улич.
Сохранить начальную школу удалось после вмешательства замглавы: как рассказали нашему корреспонденту педагоги из Великой Нивы, Валентина Улич приезжала и настояла на этом решении. Изначально же местные власти предполагали более жесткий вариант реорганизации, но в правительстве республики муниципалам не дали сделать такой шаг.
И физики, и лирики
Однако со средним звеном все сложнее. Причем проблема общая не только для крохотных школ в Медвежьегорском районе, в других муниципальных образованиях тоже есть учебные заведения в аналогичной ситуации. На этой неделе, например, Валентина Улич едет в поселок Шальский Пудожского района, чтобы встретиться с родителями. Тема все та же – как обеспечить детям качественное образование.
— Ситуация, когда педагоги, имеющие базовую специальность «учитель начальной школы», преподают химию, историю, английский, все на свете, конечно, неправильная. Бывает, даже такие предметы – я не говорю уже про физкультуру или ОБЖ – ведут люди, которые вообще не имеют педагогического образования. Учителя соответствующего повышения квалификации, курсов не проходили. О каком качестве образования в таком случае можно говорить? – отмечает Валентина Улич.
Но ведь родители – по крайней мере, большинство – тоже наверняка этим озабочены. И больше, чем кто бы то ни было, волнуются и тревожатся за будущее детей. Это было ясно видно и в Ламбасручье, и в Великой Ниве. Люди очень переживают, возмущены – но, может быть, потому что им все-таки толком не объяснили, зачем и для чего нужна реорганизация школ? Валентина Улич на это отвечает, что встречи с родителями, предметные беседы были. И на тот момент казалось, что до жителей удалось донести необходимость изменений. Но потом… Пошла волна в том числе в соцсетях, тревогу родителей подпитывали, накручивали. Валентина Улич не исключает: в то, как стала развиваться ситуация, свой вклад внесли педагоги.
— Бесконечно сложно сегодня обеспечить школы в районах кадрами, но базовые школы имеют профессиональный педагогический состав, который может обеспечить системность образовательного маршрута. И мы предлагали идти по пути разработки индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Например, он смог бы учиться в Ламбасручье, но с ним бы занимались, в том числе, педагоги Великогубской школы. Либо ребенок на определенные занятия выезжал бы туда, а часть занятий проходила бы в школе Ламбасручья. Но ощутили очень серьезное сопротивление, и, когда стали выяснять, почему, получилось, что в этом случае педагоги Ламбасручья значительно теряют в нагрузке и зарплате соответственно. К сожалению, это очень омрачает ситуацию, — отмечает Валентина Улич.
Маршруты и дороги
«Индивидуальный образовательный маршрут» — это звучит вроде бы действительно как неплохой выход. Но как быть с маршрутом как таковым, географическим: ведь из одной школы в другую еще надо добраться? Да, есть школьные автобусы, но как с дорогами?
— Мы встречались в мае, июне с родителями, и они говорили о том, что надо привести в порядок дорогу. Это было сделано, пусть не капитально отремонтировали, но все-таки улучшили ее состояние. От Ламбасручья до Великой Губы 20 километров (до Великой Нивы, в свою очередь, 18 км, съемочная группа «Сампо» убедилась: полпути грунтовка, полпути — асфальт, состояние вполне сносное – прим. ред.) Конечно, для ученика это лишний час в пути: полчаса туда, полчаса обратно. Но ведь даже в Петрозаводске есть ситуации, когда ребенок, например, ездит в школу в центр города с Сулажгорского кирпичного завода, из района Птицефабрики. Сколько времени он тратит на проезд? И далеко не по самым хорошим городским дорогам. И не на специальном школьном автобусе, а в общественном транспорте, с пересадками… — говорит Валентина Улич.
Впрочем, добавляет замглавы, есть ситуации, когда этот аргумент – сложно добраться из одной школы в другую – де-факто отсутствует. Потому что школы друг от друга – на расстоянии буквально нескольких сотен метров.
— В Питкяранте, например, школы № 1 и № 2. Во второй школе на старшей ступени — полноценные классы, два одиннадцатых, два десятых. В этом году набрали три первых. А в первой школе 11 класса нет, не было набора в прошлом году. В 10-й класс пришло 13 человек. И в Питкяранте возникла идея объединить 10-11-е классы в одной школе, сконцентрировать ресурсы, усилия, чтобы обеспечить максимально качественное обучение на старшей ступени. И идея эта была, на мой взгляд, правильной. Но ее в итоге так и не осуществили – опять же из-за явного противодействия. И 1 сентября 13 старшеклассников пришли в школу № 1. Конечно, их приняли, но именно для детей-то это как раз совсем не лучший вариант, — рассказывает замглавы.
Но в Питкяранте хотя бы можно говорить о «не лучшем варианте». А вот в той же Великой Ниве и Ламбасручье просто не остается выхода. Если родители категорически против того, чтобы их дети ездили в Великую Губу, то… Что делать, например, с тем же вторым иностранным языком? Как известно, в этом году 5-е классы перешли на новый стандарт, согласно которому изучение второго иностранного языка становится обязательным. Но в классе из одного-двух человек введение этого стандарта никак не обеспечить. Да и с большинством остальных предметов так же. Именно поэтому, если от других вариантов родители отказываются, создаются классы-комплекты, где на одном уроке занимаются дети разных возрастов. Напомним еще раз, что речь идет о крохотных школах, не 15 человек от мала до велика объединяются в таком классе, а всего несколько учеников. То есть все равно по сути получается индивидуальное обучение… Хотя в Министерстве образования республики не скрывают, что это далеко не оптимальное решение.
По словам Валентины Улич, новые встречи с родителями в Ламбасручье и Великой Ниве обязательно будут. Замглавы Карелии надеется, что взвешенный, разумный подход все-таки восторжествует. К сожалению, некоторых ребят 1 сентября взрослые просто лишили праздника… Из чего бы они ни вырастали такие конфликты – из-за недопонимания родителей, нежелания педагогов терять в зарплате – дети становиться заложниками подобных ситуаций не должны.
Источник www.rk.karelia.ru
Это с одной стороны. С другой – год от года растет конкурс в вузы, а теперь уже и в учреждения среднего профессионального образования. В некоторых техникумах и колледжах Карелии уже в этом году на одно место претендовали до пяти человек. Качество образования, полученного в школе, становится определяющим фактором. Выпускники маленьких сельских школ просто не смогут конкурировать со своими сверстниками, которые учились физике – у учителя физики, английскому – у педагога, который прошел все аттестации и повышения квалификации именно по этому предмету.
Проблема малокомплектных школ в Карелии существует уже давно, и в разных районах решалась и решается по-разному. Так, в свое время серьезную реорганизацию пережили школы Олонецкого района. Наступивший учебный год, сообщила газета «Олония», начался без нареканий: для 440 ребят организован подвоз на школьных автобусах. Кроме того, открыты 137 классов-комплектов, где объединяются дети разного возраста. Школа в поселке Ляскеля с этого года переходит к сетевой модели: девятиклассники из окрестных населенных пунктов будут приезжать сюда для изучения профильных предметов. К надвоицкой средней школе еще в середине 2000-х были присоединены каменноборская и полгинская основные школы. Часть ребят сегодня опять же возят на школьных автобусах, часть живет в интернате. Условия хорошие, есть даже бассейн (далеко не каждая столичная школа таким может похвастаться). Педагоги, у которых, конечно, отношение к оптимизации было неоднозначным, сейчас признают: дети из Каменного Бора и Полги теперь получают значительно более качественное образование.
То есть варианты ищутся разные, важно, чтобы во главу угла ставились интересы детей и забота об их будущем, уверена замглавы Карелии по социальным вопросам Валентина Улич. Где-то удается без больших трудностей убедить родителей в том, что та или иная форма реорганизации школьной сети необходима. Но возникают и острые, конфликтные ситуации, как, например, в этом году в поселках Ламбасручей и Великая Нива Медвежьегорского района. Там некоторые родители не привели детей на линейку 1 сентября в знак бойкота планам по реорганизации.
— Эти основные школы сегодня не являются самостоятельными, это структурные подразделения великогубской школы (в Великой Ниве 14 учеников, в Ламбасручье 26 детей – прим.ред.). Там сейчас сохранены начальные классы, потому что возить малышей в соседний поселок действительно очень сложно, а обеспечить для них образовательный стандарт в тех условиях возможно, — поясняет Валентина Улич.
Сохранить начальную школу удалось после вмешательства замглавы: как рассказали нашему корреспонденту педагоги из Великой Нивы, Валентина Улич приезжала и настояла на этом решении. Изначально же местные власти предполагали более жесткий вариант реорганизации, но в правительстве республики муниципалам не дали сделать такой шаг.
И физики, и лирики
Однако со средним звеном все сложнее. Причем проблема общая не только для крохотных школ в Медвежьегорском районе, в других муниципальных образованиях тоже есть учебные заведения в аналогичной ситуации. На этой неделе, например, Валентина Улич едет в поселок Шальский Пудожского района, чтобы встретиться с родителями. Тема все та же – как обеспечить детям качественное образование.
— Ситуация, когда педагоги, имеющие базовую специальность «учитель начальной школы», преподают химию, историю, английский, все на свете, конечно, неправильная. Бывает, даже такие предметы – я не говорю уже про физкультуру или ОБЖ – ведут люди, которые вообще не имеют педагогического образования. Учителя соответствующего повышения квалификации, курсов не проходили. О каком качестве образования в таком случае можно говорить? – отмечает Валентина Улич.
Но ведь родители – по крайней мере, большинство – тоже наверняка этим озабочены. И больше, чем кто бы то ни было, волнуются и тревожатся за будущее детей. Это было ясно видно и в Ламбасручье, и в Великой Ниве. Люди очень переживают, возмущены – но, может быть, потому что им все-таки толком не объяснили, зачем и для чего нужна реорганизация школ? Валентина Улич на это отвечает, что встречи с родителями, предметные беседы были. И на тот момент казалось, что до жителей удалось донести необходимость изменений. Но потом… Пошла волна в том числе в соцсетях, тревогу родителей подпитывали, накручивали. Валентина Улич не исключает: в то, как стала развиваться ситуация, свой вклад внесли педагоги.
— Бесконечно сложно сегодня обеспечить школы в районах кадрами, но базовые школы имеют профессиональный педагогический состав, который может обеспечить системность образовательного маршрута. И мы предлагали идти по пути разработки индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка. Например, он смог бы учиться в Ламбасручье, но с ним бы занимались, в том числе, педагоги Великогубской школы. Либо ребенок на определенные занятия выезжал бы туда, а часть занятий проходила бы в школе Ламбасручья. Но ощутили очень серьезное сопротивление, и, когда стали выяснять, почему, получилось, что в этом случае педагоги Ламбасручья значительно теряют в нагрузке и зарплате соответственно. К сожалению, это очень омрачает ситуацию, — отмечает Валентина Улич.
Маршруты и дороги
«Индивидуальный образовательный маршрут» — это звучит вроде бы действительно как неплохой выход. Но как быть с маршрутом как таковым, географическим: ведь из одной школы в другую еще надо добраться? Да, есть школьные автобусы, но как с дорогами?
— Мы встречались в мае, июне с родителями, и они говорили о том, что надо привести в порядок дорогу. Это было сделано, пусть не капитально отремонтировали, но все-таки улучшили ее состояние. От Ламбасручья до Великой Губы 20 километров (до Великой Нивы, в свою очередь, 18 км, съемочная группа «Сампо» убедилась: полпути грунтовка, полпути — асфальт, состояние вполне сносное – прим. ред.) Конечно, для ученика это лишний час в пути: полчаса туда, полчаса обратно. Но ведь даже в Петрозаводске есть ситуации, когда ребенок, например, ездит в школу в центр города с Сулажгорского кирпичного завода, из района Птицефабрики. Сколько времени он тратит на проезд? И далеко не по самым хорошим городским дорогам. И не на специальном школьном автобусе, а в общественном транспорте, с пересадками… — говорит Валентина Улич.
Впрочем, добавляет замглавы, есть ситуации, когда этот аргумент – сложно добраться из одной школы в другую – де-факто отсутствует. Потому что школы друг от друга – на расстоянии буквально нескольких сотен метров.
— В Питкяранте, например, школы № 1 и № 2. Во второй школе на старшей ступени — полноценные классы, два одиннадцатых, два десятых. В этом году набрали три первых. А в первой школе 11 класса нет, не было набора в прошлом году. В 10-й класс пришло 13 человек. И в Питкяранте возникла идея объединить 10-11-е классы в одной школе, сконцентрировать ресурсы, усилия, чтобы обеспечить максимально качественное обучение на старшей ступени. И идея эта была, на мой взгляд, правильной. Но ее в итоге так и не осуществили – опять же из-за явного противодействия. И 1 сентября 13 старшеклассников пришли в школу № 1. Конечно, их приняли, но именно для детей-то это как раз совсем не лучший вариант, — рассказывает замглавы.
Но в Питкяранте хотя бы можно говорить о «не лучшем варианте». А вот в той же Великой Ниве и Ламбасручье просто не остается выхода. Если родители категорически против того, чтобы их дети ездили в Великую Губу, то… Что делать, например, с тем же вторым иностранным языком? Как известно, в этом году 5-е классы перешли на новый стандарт, согласно которому изучение второго иностранного языка становится обязательным. Но в классе из одного-двух человек введение этого стандарта никак не обеспечить. Да и с большинством остальных предметов так же. Именно поэтому, если от других вариантов родители отказываются, создаются классы-комплекты, где на одном уроке занимаются дети разных возрастов. Напомним еще раз, что речь идет о крохотных школах, не 15 человек от мала до велика объединяются в таком классе, а всего несколько учеников. То есть все равно по сути получается индивидуальное обучение… Хотя в Министерстве образования республики не скрывают, что это далеко не оптимальное решение.
По словам Валентины Улич, новые встречи с родителями в Ламбасручье и Великой Ниве обязательно будут. Замглавы Карелии надеется, что взвешенный, разумный подход все-таки восторжествует. К сожалению, некоторых ребят 1 сентября взрослые просто лишили праздника… Из чего бы они ни вырастали такие конфликты – из-за недопонимания родителей, нежелания педагогов терять в зарплате – дети становиться заложниками подобных ситуаций не должны.
Источник www.rk.karelia.ru