12+

Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

На Южном Урале активно возвращают молодежь на село


Беги в город!

С ходу отвечу - работает. А также думает и пытается что-то изменить. Вот взять хотя бы «Институт воспитания строителей страны». На самом деле это фонд содействия развитию образования, культуры и спорта. Руководит им на чистом энтузиазме Иван Воскобойников, тот самый, кто выпускает известный в регионе «черновский хлеб» и «пельмени от Ивана». Вроде бы успешный бизнесмен, а почему-то начал заниматься социальными проектами. Говорит, что важнее не деньги зарабатывать, а наладить на селе трудовое и патриотическое воспитание молодежи. Пришел к такому убеждению Иван Николаевич не сразу, но как только сосредоточился на собственном проекте по созданию высокотехнологичного сельскохозяйственного предприятия, так и увидел: земля вроде бы есть, средства не проблема. А кадровый ресурс где взять? И выпускники сельских школ не думают оставаться жить в деревне. И родители их к тому же наставляют: «Здесь делать нечего. Беги в город!»

Как результат - тысячи сел сегодня пустуют.

- Полно примеров, - сетует Воскобойников, - когда находили деньги, закупали высокотехнологичное оборудование, элитную скотину — пытались открыть новое производство. Но не раздоили элитных коров - пришлось их под нож пускать. А оборудование без дела простаивало на складе. Почти все беды — от нехватки квалифицированных кадров. Значит, срочно требуется работать в этом направлении. Но как?

Сегодня таким реальным делом можно считать проект сайта «Энциклопедия сельских школ», который придумал педагог и общественник Николай Махнев.

- Поначалу «Энциклопедия» меня не вдохновила, - признается Воскобойников, - но потом я глубже разобрался и понял, что сайт может стать стартапом для многих, условием для развития сельского хозяйства России.

Сегодня уже многое сделано. Но создание единого электронного ресурса с информацией о всех сельских школах России, разумеется, только в начале своего пути. Как бы не закрывались малокомплектные школы в процессе дикой оптимизации, в стране насчитывается сельских школ до 25 тысяч. А требуется описать каждую, рассказать о возможностях, людях, достижениях.

По замыслу Махнева и Воскобойникова, есть и другая важнейшая задача - трудовое воспитание школьников сел на основе высокотехнологичных мини-предприятий. Оба говорят, что непременно надо решать и третью задачу — создание связи между школьниками села и школьниками города.

Что это даст? Показать ресурсами сайта, как можно зарабатывать на селе.

Только тогда возродится надежда, что молодежь останется на селе. А тот, кто уехал, вернется «на землю». Проектов, недавно запущенных в работу, на самом деле немало.

- В Миассе мы организовали лабораторию социального проектирования, - говорит Иван Воскобойников. - У нас уже трое школьников 13 - 14 лет начали заниматься. Мы хотим привлекать молодежь, чтобы ребята создавали проекты сами и показывали, как можно улучшить жизнь в городе. Первоначально, когда они к нам пришли, я от них только и слышал: «Это российская действительность». Наша задача - убедить их в том, что российскую действительность можно перестроить.

Энциклопедия сельских школ

Николай Махнев, директор сайта «Институт воспитания строителей страны», некоммерческими проектами занимается давно. Успел выиграть три президентских гранта.

- Этот проект действительно глобальный, - говорит Николай Аркадьевич. - Сегодня нет электронного ресурса, который рассказал бы обществу о сельской школе — становом хребте государства. Если вы познакомитесь с биографией многих государственных людей — все вышли из сельской школы. Это действительно культурно-исторический феномен, который требует глубокого изучения. Понимаю, что бизнесу не интересна историческая справка о школе. Вот мы сейчас их собираем. К сожалению, некоторые из них такие убогие. Школы себя даже подать не могут. Все схематично, нет данных ни выпускников, ни учителей.

Махнев убежден, что только сельская школа имеет по-настоящему простор для образовательных программ, для творчества учительского и школьного коллектива. Там, по сути, творится живая история.

- Сельские школы должны научиться разрабатывать собственные проекты и выкладывать их на сайт в поисках инвестора, - говорит Махнев. - Это ресурс для стартапа школ. Главный инвестиционный ресурс — сами выпускники сельских школ. Но пока они не хотят помогать даже в ремонте. Но под конкретные проекты, связанные с аграрным сектором и грамотно поданные, выпускники с удовольствием откликнутся. Еще 10 - 15 лет назад на территории Челябинской области было много школ, которые занимались сельским хозяйством. В частности, у них было бесплатное питание. Теперь во многом изменилось законодательство. И, образно говоря, находясь у реки, напиться не могут и не хотят.

Это он про правила закупок и снабжения.

Волна оптимизма

Выучиться «на агронома» не значит полюбить деревню. Пока человек не увидит преимущества сельского уклада жизни, ничего не поменяется. Значит ли это, что ничего нельзя сделать?

- Многим школам и сельским муниципалитетам не хватает оптимистичных сценариев, - отмечает Воскобойников. - Им кажется, что ничего изменить нельзя. Но это не так.

- Много езжу по стране, - признается Махнев. - И на Южном Урале, и в Башкортостане есть отличные проекты развития сельских школ. Но нехватка знаний друг о друге печальна. Главы сельских муниципалитетов, директора завязаны больше на учебный процесс да на хозяйственную деятельность. Им некогда увидеть перспективы в другой плоскости. Надо сконцентрировать и показать опыт других регионов. К примеру, в Якутии есть тип учебного заведения — агрошкола. Они получают бюджетное финансирование. В том числе и на горюче-смазочные материалы, покупают технику. Участвуют в грантах Минэконмразвития и Минсельхоза Якутии. И это там, где морозы, вечная мерзлота и не до сельского хозяйства в привычном понимании. Нигде больше этого нет. Появилось много интересного в Тамбовской области. Но на законодательном уроне ничего не закреплено. Школа не должна принадлежать только одному министерству.

По замыслу разработчиков проектов, каждая сельская школа должна стать выставкой достижений для селян под девизом «Как можно жить и развиваться».

- Если школьники сегодня на своем поле покажут урожайность в два-три раза выше, чем на взрослых полях и личных огородах, освоят новые технологии, то школа может стать звеном в аграрном холдинге. Ей не надо заниматься сбытом. Но она может производить небольшие партии товаров. И научиться жить достойно, - считают они. - Мы сегодня говорит о едином государстве. Насколько важно, чтобы сельская школа сблизилась с городской. Через различные проекты — образовательные, финансовые, туристические. Летом школа может стать гостиницей для городских школьников.

В общем, как ни крути вокруг да около, а вопрос заработной платы для школьников встает в полный рост, равно как и все с этим связанное. Можно ли работать в школе? Какие трудовые операции можно доверить детям? На какое законодательство будут опираться школьные трудовые отношения? Не «сожрет» ли образование гонка за заработком? Где вы, новые Макаренки, воспитатели и организаторы?

Надо сказать, что с трудовым воспитанием, как и с любовью к деревне, у нас дело обстоит очень плохо. Хотя труды Макаренко, его опыт изучают в других странах, для нас это чисто академический интерес.

Как развязать школе руки

- Если нет мотивации остаться в деревне, что делать? - спрашивают у Махнева.

- Пора начать об этом разговор, - отвечает Николай Аркадьевич. - В нем должны участвовать все. Сегодня родители сами не заинтересованы в том, чтобы их дети оставались в деревне. Как поменять этот тренд? По каждой сельской школе нужно решать индивидуально, с учетом местных условий, традиций. Пока нет сельскохозяйственных кластеров, школа не подключена к общему делу. Хотя такие попытки есть. К примеру, в Казахстане ставят в школах мощные теплицы. К сожалению, у нас проблема в законодательстве. Почему директора у нас бояться браться за это? По сути, у них связаны руки.

В школе, между прочим, должны работать не только дети. Это место, где может получить работу и взрослое население. Во многих селах нет работы. Зато там есть традиционные составляющие жизни: школа, больница, отделение банка, почта. А у школы есть здание и земля.

- В школах хозяйственный вектор ушел, - подчеркивает Воскобойников, - нет у школ и прямой задачи, чтобы дети оставались на селе. Я как предприниматель могу сказать: лучший воспитатель — это рубль. У выпускника должен быть интерес. А как он будет жить и на что? Теперь мы пытаемся показать на примере конкретной школы, что можно совершить прорыв там, где это кажется невозможным. Школьники будут получать зарплату, работая на селе, в условиях высоких технологий. Многие сегодня готовы поддержать агрошколы нового типа. Организовать труд детей — увидеть образ будущего.

По городам и весям

- Мы совершили две длительные экспедиции, - рассказывает Николай Махнев. - Первая была в Курганскую область, в Целинный район. Целина — третье направление нашего проекта. Вторая экспедиция — Челябинская область, Башкортостан, Оренбургская область, Самарская область. Встретили массу интересного. Теперь вот через свой портал хотим показать, что производят в школах Челябинской области. В Тамбове сельхозшколы просто удивляют.

Вывод простой: чтобы что-то появилось, нужен активный человек, инициатор, заряженный идеей. Не надо кивать на власть. Сами должны искать точки роста. Уже сегодня агрофирмы могли бы на базе школ начать испытывать семена, теплицы.

Люди должны увидеть свои школы на сайте и подумать, как жить дальше.

Источник: www.vecherka.su
Перейти к списку новостей