Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

В омском поселке при школе создали фермерское хозяйство


- В этом году продавать молодняк не будем, - строит планы директор школы Светлана Парасюкова. - Оставим телят себе. Пора увеличивать дойное стадо.

Пока "школьное" поголовье состоит из трех коров, нетели Марты и нескольких телят. Но учителя намерены за это лето поднять ферму на новый уровень. Купить кроликов и поросят и развести цыплят.

Педагоги шутят, что школа-девятилетка сегодня фактически единственное "градообразующее предприятие" в поселке Майском. Это раньше благополучие деревни напрямую зависело от того, есть ли в нем животноводческое производство. Теперь же, когда местный совхоз обанкротился, центром жизни в глубинке стало учебное заведение. Именно в школе собираются деревенские сходы, обсуждаются самые актуальные проблемы, празднуются памятные даты и даже организуются выборы. А еще "девятилетка" кормит всю деревню… сливочным маслом, сметаной и парным молоком.

- В Майском всего двести дворов осталось, - рассказывает Парасюкова. - Работы нет никакой - мужчины ездят на Север вахтовым методом. Поэтому коров во многих семьях держать перестали - тяжело. Вот мы и помогаем - продаем "молочные излишки" населению за символическую плату.

В прошлом году, на вырученные от деятельности фермы деньги учителя купили краску и самостоятельно отремонтировали школу.

- А как иначе? - разводят руками педагоги. - Ведь надо как-то выживать. Если не будем сеять пшеницу, то не будем сеять и "доброе и вечное". Именно школа "держит" сегодня на малой родине молодежь. Стоит повесить на двери замок - как молодые семьи начнут задумываться о переезде.

Помимо уроков и кружков школа в Майском гарантирует своим ученикам полноценное двухразовое питание - сытные завтраки и обеды. На приусадебном участке учителя вместе со школьниками выращивают картофель, свеклу, морковку, кабачки, помидоры и другие овощи. На зиму повара квасят капусту, солят огурцы и морозят ягоды.

Салаты из свежих овощей ребятишки из Майского кушают ежедневно. А еще в меню столовой - борщи и рассольники, винегрет, картофельное пюре, котлетки, молочные каши, ягодные десерты и компоты.

- Еда со своего подворья не только экологически чистая, но и абсолютно бесплатная, - говорит завуч Наталья Викторенко. - Если в городских школах обеды еженедельно обходятся в 300-350 рублей, то наши родители не платят ни копейки. Для сельской семьи это большое подспорье.

При этом о хрустящей квашеной капусте, домашнем варенье из малины и чае из лечебных трав омским гимназистам и мечтать не приходится. А у деревенских школяров такие лакомства на столе постоянно.

Впрочем, у школьного приусадебного хозяйства есть множество плюсов и помимо доступного и полноценного питания. Во-первых, уроки биологии на природе намного познавательнее, чем в кабинетах. В теплицах и парниках дети проводят опыты и занимаются научными исследованиями. Во- вторых, ребятишкам есть где проходить летнюю практику. Ну а в-третьих, на то она и сельская школа, чтобы приучать воспитанников к труду. А в жизни это им обязательно пригодится.

- В советское время такие мини-фермы были практически в каждом селе, - говорит руководитель управления образования Москаленского района Виктор Фабер. - А сегодня это единственная "крестьянская" школа в регионе. Поэтому мы поддерживаем начинания сельских педагогов. Помогли им приобрести трактор, плуг, две сеялки и комбайн. Теперь хотим просить главу села выделить школе еще земли под посадки.

Этой весной учителя, жители Майского и школьники планируют засеять 40 гектаров полей отборной пшеницей. Чтобы было чем кормить хозяйство и из чего печь собственный хлеб. Правда, педагоги сетуют на то, что теперь вынуждены просить у родителей своих подопечных письменное разрешение даже на прополку сорняков в тех же теплицах. За эксплуатацией детского труда на селе бдительно следят надзорные органы.

Родители возмущаются и с ностальгией вспоминают годы своей молодости, когда они на уроках животноводства выращивали кроликов и уток, учились ухаживать за животными и возделывали грядки. А на выпускном вечере старшеклассникам торжественно вручали не только аттестаты, но и первые рабочие удостоверения - скотников, птичников, трактористов. А сегодня деревенских мальчишек и девчонок пугают то гриппом птиц, то чумой свиней. Может быть, поэтому выпускники аграрных вузов и не хотят возвращаться на малую родину. Ведь любовь к сельскому труду действительно начинается со школьной скамьи.

Перейти к списку новостей