Школы Новой Москвы объединят при помощи автобусов
Среди
присоединенных к столице территорий Новой Москвы – в основном сельские
поселения, в том числе и довольно маленькие, с крошечными сельскими школами. И
вот и до них дошла всем известная московская кампания по объединению учебных
заведений в крупные комплексы. Как же поступят с отдаленными школами в
маленьких селах? Для них столичный Департамент образования придумал необычную
технологию – учеников будут вывозить на учебу в крупные учебные комплексы
соседних поселений!
- Когда новая
территория вошла в состав Москвы, у нас было 22 с небольшим тысячи школьников,
сейчас – свыше 25 тысяч, рост более, чем на 10%. В детсады ходили около 9000
малышей, а сейчас – уже 12500! Рост - 40% - с гордостью рассказывает начальник управления образования Троицкого и
Новомосковского административных округов Алексей Александров:
- Это говорит о
том, что территория развивается, что она интересна для людей, на ней ведется
активное жилищное строительство и люди едут сюда жить! На момент объединения с
Москвой на присоединенных территориях очередность в детсады составляла 3749
человек, а с 1 ноября этого года мы рассчитываем, что очередь исчезнет
полностью! Любой москвич сможет отдать своего ребенка в возрасте от 3 до 7 лет
в садик сразу, без ожидания! И школы мы активно объединяем в комплексы, как в
столице; изначально было более 80 школ на новых территориях, сейчас это уже 33
крупных образовательных комплекса, в итоге же их останется не более девяти.
Но при объединении
школ выявились и трудности – связанные с малыми школами на периферии. Формально
приписывать их к общему комплексу – смысла нет, а реально весьма сложно
объединить несколько находящихся достаточно далеко друг от друга объектов. Но
сельские школы отчаянно нуждаются в реформах. К примеру в первые классы на
новых территориях в 2013-14 учебном году всего пошел 2921 ребенок, и во многих
школах был хороший набор – по нескольку сотен детей. Но в некоторых маленьких
школах, в особенности расположенных на дальней территории Новой Москвы, ближе к
калужской области, набор очень слабый… Нет строительства, нет прироста
населения, нет детей… Скажем, в школе №2068 в первый класс пришло 8 детей, в
школе №2078 – 17. В результате – малокомплектные классы, низкая оплата труда
преподавателя – ничего хорошего… Нужно было что-то делать, и в Департаменте
образования родилась идея постепенно переводить детей в более крупные и
обеспеченные школы в близлежащих населенных пунктах, отвозя их на учебу и обратно
на автобусах.
Такой метод мы
решили опробовать с первого сентября, когда летом анализировали результаты ЕГЭ
и ГИА. По результатам экзаменов в Департаменте выявили слабые точки, и ими как
раз оказались маленькие школы отдаленных поселений. И вывоз 9-классников,
которым вскоре предстоит сдавать единый госэкзамен, в крупные школы-комплексы,
позволит перевести этих ребят на новый, более высокий уровень – и новое
качество обучения, и самые разные дополнительные занятия, и расширение круга
общения! Детей будем возить на автобусах – для этого на ближайший год
Правительством Москвы выделено 35 миллионов рублей – это немало. Родителям
предлагаем такой вариант – проезд бесплатный, продленка с допзанятиями,
факультативами, спортивными секциями и всем прочим, чего в их школе не было –
удобно и полезно! Хотя «ездить в школу на автобусе» для кого-то звучит пугающе,
на самом деле расстояния в пределах десяти километров, по дорогам без пробок –
это примерно минут десять езды.
Чтобы постепенно
приучить родителей, чьи дети учатся в малокомплектных школах, объяснить им, что
это безопасно, комфортно и быстро, начнем со старшеклассников. Вот, к примеру,
большой комплекс на базе школы в поселении Вороновское – туда будем возить
детей из поселков Кленово и Рогово. В Десеновском поселении есть деревня
Филимонки – и оттуда будем возить, плюс и дальше станем расширять этот список.
Технология
развития школ путем «автобусного объединения» - новая, необычная, и, так или
иначе, – неизбежная в рамках нынешней системы «подушного финансирования» и
зависимости зарплаты преподавателей от количества учеников. Но, получается, что
маленькие школы, в которые приходит мало первоклашек, да еще и старшие и
средние классы будут увозить «в центр», постепенно загнутся совсем?!
- Ну, если в
районе не будет строительства, прироста населения и роста числа детей – то,
получается, что да… Останется в итоге лишь начальная школа. – говорит Алексей
Александров.
- Где-то будем
приучать детей, родителей и педагогов к выездам в другие школы, начав сперва их
возить раз в неделю в Москву – в музеи, в театры. У учителей же в отдаленных
школах Новой Москвы тоже нет мотивации – ни с учениками где-то побывать, ни на
повышение квалификации отправиться, и всегда имеется отговорка – «да это
далеко, да как я поеду…» Мы же будем их к этому стимулировать и мотивировать,
дадим транспорт, начнем, так сказать, формировать «миграционные потоки» - чтобы
не засиживались!