В целях оптимизации в Ульяновской области ликвидируют слишком маленькие школы
В Ульяновской области началась оптимизация образовательных
учреждений. Маленькие сельские школы собираются закрыть или слить с более
крупными. Цель оптимизации — экономия и перераспределение средств.
Сколько будет закрыто сельских школ, пока точно неизвестно,
однако очень вероятно, что, например, в Чердаклинском районе области
ликвидируют десять из имеющихся двадцати. Таким образом, некоторым детям
придется ездить в школу в соседние деревни.
Чиновники уверяют, что сельским школьникам и учителям пока
беспокоиться не о чем, и обещают подойти к модернизации сети образовательных
учреждений продуманно: просчитать экономические обоснования, найти место работы
для каждого педагога, обсудить всё с местными жителями и только потом начинать
процесс реорганизации.
В Министерстве образования и науки Ульяновской области
заверяют, что никакой разнарядки на закрытие определенного количества школ у
них нет. Целей у оптимизации две: повышение качества знаний и изменение баланса
финансовых затрат.
Екатерина Уба, министр образования и науки Ульяновской
области:
«Мы говорим не об оптимизации, а о развитии
образовательной сети. В нынешней системе образования, очевидно, есть слабые
места. Самая наша большая болевая точка — демографическая яма. По нормативам в
классе городской школы должно обучаться не меньше 25 человек, а в сельской —
14. Если наполняемость в школе меньше половины, то это сказывается в первую
очередь на образовательном процессе. И тому есть ряд причин: финансирование
образовательных учреждений осуществляется исходя из числа учащихся и школы с
низкой наполняемостью не обеспечиваются достаточными средствами на содержание и
ремонт зданий, на закупку нового оборудования и в целом на обновление
материально-технической базы учебного заведения. В итоге страдает качество
образования в таких школах».
«Заполняемость сельских школ с каждым годом падает.
Количество школьников в Ульяновской области с 2007 по 2013 год в целом
уменьшилось на 13 622 человека — это 11,1%. В сельской местности оно
сократилось на 25%.
Татьяна Есенкова, ректор Ульяновского института повышения
квалификации и переподготовки работников образования:
Демографические проблемы привели к тому, что в некоторых
селах в одном школьном классе могут учиться по 1–5 человек. Все это приводит к
дифференциации, снижает равенство доступа к качественному образованию для
детей. В первую очередь это, безусловно, касается жителей малых населенных
пунктов. А дифференциация порождает неравенство, закрепляет социальное
расслоение».
Власти уверяют, что существенных перемен ни родители, ни
сами ученики на себе не почувствуют. Процедуру реструктуризации максимально
детализировали и сделали прозрачной. Пострадать могут только директора,
сотрудники бухгалтерии и другой административный персонал. В случае ликвидации
их просто понизят в должности
Марина Алексеева, заместитель директора департамента
дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и
науки Ульяновской области:
«Прежде чем начать разговор о возможных изменениях,
администрация муниципального образования готовит по каждому учреждению экономическое
обоснование планируемых изменений. К примеру, если речь идет о реорганизации
школы, то просчитывают всё до затрат на перевозку детей, проводится
исследование дороги, по которой будут возить обучающихся. Только в том случае,
если реорганизация окажется обоснованной, начинается разъяснительная работа с
родителями и педагогами конкретной образовательной организации. Все собрания
протоколируются. Работает специальная комиссия по ликвидации или реорганизации.
Наравне с представителями муниципальной администрации в нее входят сами
учителя, родители и все желающие жители. На финальном этапе проводится сход
граждан. На нем и принимается итоговое решение».
Назвать общее количество школ, которые уже в этом году могут
быть закрыты или реструктуризированы, в региональном Минобрнауки пока не могут.
Сейчас в сельских районах в самом разгаре подготовительный этап — эксперты
просчитывают экономические эффекты, проводят общественные слушания. Только по
их результатам можно будет заявить, в какой именно форме продолжит существовать
образовательное учреждение.
Однако родители сельских школьников уже начали выражать
беспокойство. Так, в селе Андреевка местные чиновники планируют сохранить
только основную школу, а старшеклассников собираются возить на обучение в село
Татарский Калмаюр. Изменения произойдут и в образовательных организациях сел
Новый Белый Яр и Старый Белый Яр. Там вообще намерены оставить только начальные
классы, а остальным ученикам придется на школьном автобусе ежедневно проезжать
несколько километров до села Суходол.