ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕТОДОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДЕКСОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ)
Высшая школа экономики в начале 2020 года провела апробацию
мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, в которой
приняли участие 39 школ из 13
субъектов Российской Федерации. По результатам апробации была дана
оценка степени интеграции цифровых
технологий в деятельность общеобразовательных организаций. Для более наглядного
представления о степени интеграции цифровых технологий при анализе был
использован метод формирования индексов, позволяющий обобщить в единую оценку
разноформатные и разновекторные значения используемых индикаторов, «свернуть»
их в тематические показатели и в индексы по семи основным областям цифровой
трансформации общеобразовательных организаций.
При расчете
индексов использовались формулы нормирования, с помощью которых все полученные
данные были переведены в единую 100-бальную шкалу. Все области цифровой
трансформации школ, все характеризующие их показатели и индикаторы принимались
как равнозначимые, а весовые коэффициенты не вводились.
Среднее по выборке
значение интегрального индекса цифровой трансформации общеобразовательных
организаций ожидаемо оказалось в средней зоне потенциально возможной
100-бальной шкалы. В рамках проведенной пилотной апробации он составил 50,8
баллов. При этом большая часть школьных индексов (55%) находится ниже этого
значения. Больше 75 баллов и меньше 25 баллов не набрала ни одна из
школ-участников пилотной апробации.
Стоит заметить,
что распределение значений интегральных индексов цифровой трансформации
общеобразовательных организаций, участвовавших в апробации, не соответствует
нормальному распределению Гаусса (рисунок 1), что подтверждает специфичность
использованной выборки и ее нерепрезентативность ни на уровне регионов, ни на
уровне Российской Федерации в целом.
Рисунок 1 – Распределение
интегральных индексов цифровой трансформации общеобразовательных организаций,
участвовавших в апробации, индексы
Тем не менее
определение средних значений интегральных индексов по направлениям цифровой
трансформации позволяет выделить наиболее продвинутые области и области,
требующие дополнительного внимания.
К первым можно
отнести «Формирование цифровой компетентности учащихся», в меньшей степени –
«Использование цифровых технологий для управления школой» и «Управление
цифровой трансформацией образовательной организации». Однако степень разброса
значений этих индексов по школам-участникам апробации указывает на достаточно
проблематичную ситуацию в области «Управление цифровой трансформацией образовательной
организации». Здесь мы имеем самую высокую дифференциацию школ: минимальное
значение индекса составляет всего 11,5, максимальное – 90,0. Это самое низкое и
самое высокое значения школьных индексов по всем семи областям цифровой
трансформации.
Данная ситуация
является основанием для серьезной работы по обучению школьных команд методам
управления развития школ в направлении их цифровизации. Причем эта работа
должна носить дифференцированный характер, а особое внимание здесь необходимо
уделять маленьким школам.
Анализ показывает,
что самое высокое среднее по выборке значение и при этом самый маленький
уровень дифференциации имеет индекс формирования у обучающихся цифровой
компетентности. Довольно
равномерная, но слабая ситуация наблюдается в области «Использование цифровых
технологий в учебном процессе». Вполне логично выглядит в этом контексте тот
факт, что следующее наиболее низкое среднее по выборке значение индекса (хотя и
с большим отрывом от предыдущего) принадлежит области «Профессиональное развитие
педагогов в области цифровых технологий».
Также следует
обратить внимание на серьезный разброс значений индекса по области «Цифровые
инструменты, сервисы, ресурсы в организации» (рисунок 2).
Рисунок 2 – Связь между доступностью
интернета и цифровыми сервисами, инструментами в школах
Разброс значений
индекса составляет от 15,5 до
77,6. С чем связан такой разброс? Анализ показал, что низкий доступ к
интернету если и влияет на данную проблему, то очень слабо Значит, ключевую
причину надо искать в сфере компетенций работников школ и в отсутствии
информации, удобных инструментов поиска, подбора и приобретения необходимых и
полезных школам цифровых инструментов, сервисов, ресурсов.
С полной версией материалов, подготовленных
по результатам пилотного мониторинга трансформации общеобразовательных
организаций на региональном и федеральном уровне, можно ознакомиться на сайте http://цифровизацияшкол.рф