Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ИНТЕГРАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕТОДОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДЕКСОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ)


Высшая школа экономики в начале 2020 года провела апробацию мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, в которой приняли участие 39 школ из 13 субъектов Российской Федерации. По результатам апробации была дана оценка степени интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций. Для более наглядного представления о степени интеграции цифровых технологий при анализе был использован метод формирования индексов, позволяющий обобщить в единую оценку разноформатные и разновекторные значения используемых индикаторов, «свернуть» их в тематические показатели и в индексы по семи основным областям цифровой трансформации общеобразовательных организаций.

При расчете индексов использовались формулы нормирования, с помощью которых все полученные данные были переведены в единую 100-бальную шкалу. Все области цифровой трансформации школ, все характеризующие их показатели и индикаторы принимались как равнозначимые, а весовые коэффициенты не вводились.

Среднее по выборке значение интегрального индекса цифровой трансформации общеобразовательных организаций ожидаемо оказалось в средней зоне потенциально возможной 100-бальной шкалы. В рамках проведенной пилотной апробации он составил 50,8 баллов. При этом большая часть школьных индексов (55%) находится ниже этого значения. Больше 75 баллов и меньше 25 баллов не набрала ни одна из школ-участников пилотной апробации.

Стоит заметить, что распределение значений интегральных индексов цифровой трансформации общеобразовательных организаций, участвовавших в апробации, не соответствует нормальному распределению Гаусса (рисунок 1), что подтверждает специфичность использованной выборки и ее нерепрезентативность ни на уровне регионов, ни на уровне Российской Федерации в целом.

Рисунок 1  Распределение интегральных индексов цифровой трансформации общеобразовательных организаций, участвовавших в апробации, индексы

Тем не менее определение средних значений интегральных индексов по направлениям цифровой трансформации позволяет выделить наиболее продвинутые области и области, требующие дополнительного внимания.

К первым можно отнести «Формирование цифровой компетентности учащихся», в меньшей степени – «Использование цифровых технологий для управления школой» и «Управление цифровой трансформацией образовательной организации». Однако степень разброса значений этих индексов по школам-участникам апробации указывает на достаточно проблематичную ситуацию в области «Управление цифровой трансформацией образовательной организации». Здесь мы имеем самую высокую дифференциацию школ: минимальное значение индекса составляет всего 11,5, максимальное – 90,0. Это самое низкое и самое высокое значения школьных индексов по всем семи областям цифровой трансформации.

Данная ситуация является основанием для серьезной работы по обучению школьных команд методам управления развития школ в направлении их цифровизации. Причем эта работа должна носить дифференцированный характер, а особое внимание здесь необходимо уделять маленьким школам.

Анализ показывает, что самое высокое среднее по выборке значение и при этом самый маленький уровень дифференциации имеет индекс формирования у обучающихся цифровой компетентности. Довольно равномерная, но слабая ситуация наблюдается в области «Использование цифровых технологий в учебном процессе». Вполне логично выглядит в этом контексте тот факт, что следующее наиболее низкое среднее по выборке значение индекса (хотя и с большим отрывом от предыдущего) принадлежит области «Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий».

Также следует обратить внимание на серьезный разброс значений индекса по области «Цифровые инструменты, сервисы, ресурсы в организации» (рисунок 2).

Рисунок 2  Связь между доступностью интернета и цифровыми сервисами, инструментами в школах

Разброс значений индекса составляет от 15,5 до 77,6. С чем связан такой разброс? Анализ показал, что низкий доступ к интернету если и влияет на данную проблему, то очень слабо Значит, ключевую причину надо искать в сфере компетенций работников школ и в отсутствии информации, удобных инструментов поиска, подбора и приобретения необходимых и полезных школам цифровых инструментов, сервисов, ресурсов.

 

С полной версией материалов, подготовленных по результатам пилотного мониторинга трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне, можно ознакомиться на сайте http://цифровизацияшкол.рф

 

Перейти к списку новостей