Пришло время формировать госзадание по формированию гражданской идентичности – Александр Саввин
Круглый стол на тему «Формирование
гражданской идентичности в контексте образовательных и воспитательных задач
российских университетов» состоялся 26 февраля 2020 года. Организаторами
мероприятия выступили Центр профилактики религиозного и этнического экстремизма
в образовательных организациях Российской Федерации совместно с Российским государственным
университетом им. А.Н. Косыгина.
В настоящее время в России
продолжается рост исследовательского интереса к проблеме формирования
гражданской идентичности. Одни исследователи говорят, что гражданская
идентичность — это не только отождествление с гражданами России, но и их
представление о себе. Другие, что под гражданской идентичностью понимается,
прежде всего, патриотизм и знания о стране.
Специалисты Центра обсудили с начальником
управления по научной работе, профессором кафедры философии религии и
религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского государственного
университета, доктором философских наук Александром Саввиным вопрос
существования механизмов формирования гражданской идентичности при условии
неоднородности понимания самого термина. По мнению эксперта, вопрос не в
сложности создания эффективных механизмов, а лишь в целях и задачах, которые
стоят (или не стоят) перед экспертным сообществом.
«Видимо пора формировать некое
госзадание и сказать, что наконец-таки мы пришли к идее, что нам действительно
это надо. Когда возникает эта потребность на высшем уровне, то я уверен, что
есть команда специалистов, которая в состоянии это достаточно качественно
сделать и разработать», — подчеркнул Саввин.
В целом, профессор ПСТГУ отметил,
что на сегодняшний день при подходе к формированию гражданской идентичности, мы
сталкиваемся с проблемой подачи информации, учитывая тот факт, что сама
категория гражданская идентичность очень сложная.
«Естественно определить ее
однопланово будет некорректно и невозможно. Существует исследование, которое
показывает, что с каждым годом количество информации, контент, который
обрабатывает и получает, в том числе молодежь, растет в геометрической
прогрессии. Как это ни парадоксально, но есть предел возможностей человека, и
мы уже не в состоянии адекватно анализировать всю информацию. Получается, что и
в современных маркетинговых коммуникациях, и в информационном пространстве,
человек будет искать тот контент, который значительно проще», — отметил
Александр Саввин.
Эксперт напомнил всем известный
пример, что если взять два презентационных слайда, поместить на один сложный
научный текст, а на другой фотографии с котиками, то естественно сознание
просматривающего слайды, будет больше акцентировано на визуальный образ.
«Поэтому, если мы говорим о путях
формирования, как это ни страшно звучит, то мы должны выработать очень простые
и понятные элементы формирования гражданской идентичности, которые будут,
прежде всего, доступны широкой аудитории. Уже потом, через очень простые
образы, символы, через очень простой контент, необходимо формировать глубинное понимание данной категории в
образовательной среде. Другого пути, мне кажется, просто-напросто нет», —
заключил профессор ПСТГУ.
Фак того, что выход из ситуации с
проблемой формирования гражданской идентичности только один, заставляет задуматься
над причинами того, почему до сих пор мы не решаемся идти по этому пути.
«Это вопрос экспертного
сообщества. Есть совершенно простые и понятные механизмы, как это делается. Это
вопрос массовых коммуникаций и разработки подобных конструктов, символов,
образов, которые просто должны войти в широкое вещательное пространство. Здесь
нет ничего сложного и страшного», — удивился Александр Саввин.
Радует тот факт, что выход из
проблемной ситуации есть, однако найдутся ли в скором времени смельчаки,
которые сделают первый шаг в правильном направлении, покажет только время.
Материал подготовлен:
Павел Костылев, Марина Малафеева
Проект Министерства просвещения Российской
Федерации «Информационное и методическое сопровождение формирования гражданской
идентичности в воспитательно-образовательном пространстве современной школы»,
выполняемый РГУ им. А.Н. Косыгина, направлен на разработку методов системной
информационной и методической поддержки школьных педагогов в формировании
гражданской идентичности у учащихся.