Недавнее исследование о качестве услуг дошкольного образования показало, что шаговая доступность от места жительства, а также квалифицированный присмотр и уход за детьми в детском саду является приоритетным при выборе родителями
К вопросам доступности дошкольного образования относятся
выбор детского сада, использование электронной очереди для получения места,
удобные режимы посещения детского сада, его пешеходная, транспортная и
инфраструктурная доступность и др.
Первый анализируемый показатель доступности дошкольного
образования демонстрирует вариативность спроса и охват населения услугами
дошкольного образования. В целом по России в столице, краевых и областных
центрах охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием составляет 19%, в
городах и городских поселениях – 56%, в сельских поседениях – 25% (по
результатам анализа ответов участников настоящего исследования).
При этом большинство детей дошкольного возраста (98%)
посещают государственные (муниципальные) дошкольные образовательные
организации.
Данный показатель напрямую коррелирует с результатами,
полученными от воспитателей и руководителей дошкольных образовательных
организаций (государственные образовательные организации – 99,6%).
Вместе с тем, родители (законные представители) отмечают
либо отсутствие возможности посещать частный детский сад (46,4%), либо не видят
в этом необходимости (43,2%) и только 9% родителей, участвующих в исследовании,
имеют возможность посещать частный детский сад. При этом, родители отмечают в
основном экономические барьеры в решении данного вопроса.
Анализируя режим пребывания в детском саду, как показатель
доступности дошкольного образования, подавляющее большинство родителей
(законных представителей) отмечают, что основной формой пребывания они
рассматривают исключительно «полный день», при этом только 0,7% родителей видят
необходимость в реализации дошкольного образования в форме круглосуточного
пребывания.
Вариативные формы дошкольного образования являются
реализацией права каждого ребенка на качественное и доступное образование и
предусматривают разные режимы пребывания детей. Вместе с тем, 50,2% родителей
удовлетворены детским садом и не видят необходимости в других видах дошкольного
образования, при этом 44,8% родителей рассматривают центры творчества и центры
развития ребенка, кружки и секции дополнительного образования в качестве других
видов дошкольного образования.
Электронная очередь как один из выделенных показателей
доступности дошкольного образования значительно облегчают процедуру получения
места в дошкольную образовательную организацию для ребенка. И в ходе
исследования выявлено, что 64,4% родителей пользуются данным сервисом, при этом
60% респондентов не испытывают трудностей при его использовании и только 19% из
них испытывали сложности в использовании сервиса «электронная очередь в детский
сад».
При оценке доступности дошкольного образования важно было
также оценить возможности родителей (законных представителей) выбирать детский
сад и по результатам опроса выявлено, что 65% респондентов обладают такой возможностью
исходя из территориальных, инфраструктурных или иных удобств и 33% родителей
такой возможностью не обладают (единственный детский сад в поселке, селе; не
было возможности выбирать).
При выборе детского сада также родители обращают внимание и
на условия его работы в летний период и 76% респондентов, участвующих в
социологическом исследовании указывают на то, что их детский сад работает в
летний период и для них такой режим функционирования является важным.
Следующим показателем доступности дошкольного образования
является территориальная и финансовая доступность. Важным является факт
близости дошкольной образовательной организации к дому и 59,3% родителей
отмечают, что добираются до детского сада пешком. Это значит, что более
половины респондентов удовлетворены данным критерием выбора детского сада,
30,8% родителей добираются до детского сада либо на личном автомобиле, либо на
общественном транспорте. Количество детей, которых возят на личном транспорте в
детский сад, составляет более 30% и это предполагает организацию процессов
подвоза детей, для чего необходимы отдельные требования по оптимизации
размещения объектов и прилегающих территорий (создание парковок и пр.).
Обеспечение специальных условий для детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образования также
является существенным фактором доступности дошкольного образования для
родителей детей с проблемами в развитии. И при оценивании данного критерия
выявлено, что родители затрудняются ответить на данный вопрос, так как не видят
таких условий в своей образовательной организации, при этом 12,2% родителей
отмечают вовсе отсутствие таких условий.
Присмотр и уход за детьми осуществляется дошкольными
образовательными организациями на основании договора об оказании
соответствующих услуг между родителями ребенка и организацией. По результатам
социологического исследования выявлено, что на данный момент сумма такой оплаты
составляет от 1500 до 4000 рублей (69,3% респондентов), при чем в мегаполисах и
крупных городах за осуществление присмотра и ухода за детьми начисляется
наиболее высокая родительская плата по сравнению с другими населенными
пунктами. Оплата детского сада в частном секторе составляет более 5000 рублей .
В опросе, проводимом при поддержке Министерства просвещения
Российской Федерации в рамках проекта «Научно-методическое сопровождение
проведения социологического исследования потребностей населения в услугах
дошкольного образования и степени удовлетворенности указанными услугами»,
приняли участие более 260 тыс. родителей, воспитателей и руководителей
дошкольных образовательных организаций.