Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

В Москве обсудили вопросы реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: вопросы эффективности»


Во второй день Всероссийская научно-практическая конференция «Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: вопросы эффективности» после пленарной секции были представлены два доклада о региональных мероприятиях проекта, прошедших в Симферополе и Перми.

Заведующая кафедрой религиоведения философского факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Ольга Анатольевна Грива рассказала о мероприятиях, прошедших по проекту Министерства просвещения РФ в Симферополе. Спецификой основного из них — Всероссийской междисциплинарной конференции, прошедшей в середине сентября и собравшей более 140 экспертов и участников, — стал поликонфессиональный характер Республики Крым, региона, в котором активно действуют 52 конфессии.

В свою очередь руководитель управления научно-исследовательской деятельности Пермского государственного института культуры Мария Михайловна Чудинова рассказала о прошедшем в Перми дискуссионном Форуме по проекту исследования эффективности ОРКСЭ и схожих дисциплин духовно-нравственного цикла. В фокусе внимания более 100 участников Форума оказались выбор методик проведения ОРКСЭ. Кроме того, был сделан акцент на необходимости подготовки кадров, в том числе — с религиоведческим и культурологическим бэкграундом.

После пленарной секции участники конференции разделились на три секции. Первая секция была посвящена практике реализации ОРКСЭ и ОДНКНР, основной акцент был сделан на воспитательных задачах учебной дисциплины, а также на профилактике экстремизма.

Так, открыла секцию с докладом доцент Тульского государственного университета, кандидат философских наук Татьяна Алексеевна Есина, которая рассказала о потенциале государственного праздника как инструмента формирования гражданской идентичности молодежи. Докладчик отметила, что политический миф — важный инструмент институализации праздника. Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы связать сакральное содержание с идейно-политическим началом посредством современных педагогических методик, в том числе: мастер-классов, политических дебатов. «Гражданская идентичность должна формироваться с детства посредством правосознания. Только тогда можно говорить о противодействии экстремизму», — отметила Татьяна Алексеевна.

В свою очередь педагог школы №13 города Подольска Московской области Наталья Леонидовна Глазырина в своем докладе сделала акцент на необходимости увеличения познавательной активности обучающихся посредством использования игровых, коммуникативных и проектных методик.

Кроме того, актуальные методики, использующиеся в рамках преподавания курса ОРКСЭ, продемонстрировала учитель начальных классов школы №13 Светлана Леонидовна Медведева. «Работа с притчами, стихотворениями, игры, криптограммы, ребусы и другие нестандартные задания повышают познавательную активность и интерес к предмету со стороны обучающихся», — уверена Светлана Леонидовна.

Доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» (г. Курган) Надежда Николаевна Ушакова привлекла внимание аудитории к проблеме повышения квалификации педагогов. Спикер отметила, что введение предмета ОРКСЭ предполагает необходимость переподготовки педагогов и представила программу Индивидуального повышения квалификации, основанную на максимальном вовлечении слушателя в учебный процесс: курс выбирает и формирует слушатель, преподаватель же выступает в качестве консультанта.

Завершающим в секции стал доклад Анастасии Николаевны Кошечко, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания.

В докладе было уделено внимание таким актуальным вопросам как: воспитательный потенциал духовного воспитания, дискуссия о светскости образования, проблема инфантилизации сознания современного человека. Анастасия Николаевна отметила, что для воспитания духовных ценностей в рамках общего образования необходима «психологическая грамотность» – понимание того, как устроен внутренний мир человека. Спикер сделала акцент на важности привлечения педагогического сообщества к содержательной разработке основ духовного воспитания, дискуссии и обсуждению.

Вторая секция в рамках Всероссийской конференции была посвящена региональной специфике и проблемам учебно-методического обеспечения преподавания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Открыл секцию доцент факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», кандидат философских наук Всеволод Валерьевич Золотухин, который рассказал о проблемах и перспективах учебной области ОРКСЭ на основе проведенного специалистами компании «Альмира» опроса учителей в 10 регионах России. По его словам, важным результатом исследования стало то, что 30% участников опроса не смогли дать ответ на вопрос о том, как нужно совершенствовать ОРКСЭ. «Коллеги говорят о необходимости совершенствовать методическое оснащение. УМК, материалы, единый сток пособий. Региональные сайты. Регулярные обсуждения! Плюс, актуальна подготовка кадров. Факультеты педвузов, специализация и пр. Предмет очень сложный, необходима фундаментальная подготовка специалистов. Важно и этически выдержанное отношение: и преподаватель, и ученики должны быть мотивированы, в противном случае будет достигнут обратный эффект», — резюмировал Всеволод Валерьевич.

В свою очередь методист АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Елена Софична Ульянова поделилась опытом Вологодской области в реализации курса «Истоки». Она отметила, что курс является образовательным брендом области. «Курс разрабатывался как областной, начиная с 1996 года. Он не создавался как курс, который должен сертифицироваться во всероссийском масштабе и, вероятно, нуждается в методической доработке в связи с федеральными требованиями», — отметила Елена Софична.

На необходимость воспитания обучающихся через внеурочную деятельность обратила внимание в своем докладе Ольга Ануприевна Прокаева, учитель русского языка и литературы и основ православной культуры Тоузаковского филиала ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» села Кинель-Черкассы Самарской области. Она отметила воспитательный пример русской литературы и науки, в особенности наследия Д. С. Лихачёва. «В регионе созданы центры научно-методического сопровождения учителей предмета ОРКСЭ модуля ОПК. Необходимо сосредоточение на православных ценностях», — уверена Ольга Ануприевна.

Доцент кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО «Инстиут развития образования Кировской области», кандидат исторических наук Юлия Валерьевна Першина подчеркнула важность исторического краеведения для духовно-нравственного воспитания и проиллюстрировала эту роль на примере Кировской области. Она отметила, что знание этой тематики позволяет выработать этические ориентиры.

Повышение квалификации как важнейшую проблему назвал в своем выступлении руководитель учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного института развития образования Денис Сергеевич Жариков. Он посетовал на то, что сегодня нет мотивации, которая необходима педагогам. При этом для эффективной работы важна не только мотивация, но и непрерывность программ переподготовки. В качестве примера Денис Сергеевич привел пример программ переподготовки Калининградского института развития образования.

О проблеме мотивированности также высказался Виталий Валерьевич Сухоребров, учитель МБОУ «Специализированная школа №1 города Феодосия». В частности для преодоления этой проблемы в Крыму проводятся мониторинги на местах, а также съезды директоров школ Крыма и семинары для учителей.

Завершающим секцию стал доклад учителя начальных классов МБОУ «Прогимназия «Президент»» города Дербента, учитель курса «Основы мировых и религиозных культур и светской этики» Альбина Горхмазовна Рагимова. Она рассказала о результатах проведения в Дербенте 21 мая 2019 года Межрегиональной научно-практической конференции «Эффективные стратегии реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: теория и практика».

В рамках Всероссийской научно-практической конференции также прошла и третья секция, которая была посвящена психолого-педагогической специфике, инновационным методикам преподавания и перспективам курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В рамках секции были заслушаны два доклада.

Денис Михайлович Сахарных, начальник отдела ФГБОУ ВО «КНИТУ», тренер-преподаватель ОРКСЭ в своём докладе «Эффективность ОРКСЭ и ОДНКНР: использованные и неиспользованные возможности» рассказал о проблемах реализации курса, затронув вопрос ранней актуализации религиозного разделения. Тем не менее, курс, по его словам, помог преодолеть табу на присутствие знаний о религии в системе образования, а также привнёс в школу разговор об этике и морали напрямую. Кроме того, Денис Михайлович обратил внимание, что в курсе ОРКСЭ должна присутствовать система оценивания, методики которой уже есть.

В свою очередь Марина Алексеевна Малафеева, сотрудник Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации МПГУ, рассказала о направлениях развития предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Доклад был построен на основе мониторинга и анализа публикаций за 2017 и 2018 года. Обозначенные направления развития были составлены, опираясь на 106 отобранных по специальным критериям публикаций. Таких направлений было названо пять. «Перспективы напрямую зависят от решения уже существующих проблем. В частности тех, которые обозначаются самими педагогами, родителями и учениками. Поэтому только комплексный подход, коммуникация и объединение усилий сможет дать действительный толчок в развитии ОРКСЭ», — резюмировала Марина Алексеевна.

В завершении секции прошла активная дискуссия, направленная на обмен опытом между участниками конференции. Каждый выступающий оставил на общем флипчарте свои контакты для дальнейшего взаимодействия с коллегами, с целью эффективной работы по реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Мероприятие прошло по заказу Министерства просвещения Российской Федерации и было реализоано Союзом «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира» при научно-методической поддержке Московского педагогического государственного университета во исполнение проекта «Реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности реализации комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской этики“, предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России», проводимого в рамках направления (подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования», и подытоживает итоговые результаты проекта.

Перейти к списку новостей