В Москве обсудили вопросы реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: вопросы эффективности»
Во второй день Всероссийская
научно-практическая конференция «Реализация комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»: вопросы эффективности» после пленарной
секции были представлены два доклада о региональных мероприятиях проекта,
прошедших в Симферополе и Перми.
Заведующая кафедрой религиоведения
философского факультета Таврической академии Крымского федерального
университета имени В.И. Вернадского Ольга Анатольевна Грива рассказала о
мероприятиях, прошедших по проекту Министерства просвещения РФ в Симферополе.
Спецификой основного из них — Всероссийской междисциплинарной конференции,
прошедшей в середине сентября и собравшей более 140 экспертов и участников, —
стал поликонфессиональный характер Республики Крым, региона, в котором активно
действуют 52 конфессии.
В свою очередь руководитель управления
научно-исследовательской деятельности Пермского государственного института
культуры Мария Михайловна Чудинова рассказала о прошедшем в Перми дискуссионном
Форуме по проекту исследования эффективности ОРКСЭ и схожих дисциплин
духовно-нравственного цикла. В фокусе внимания более 100 участников Форума
оказались выбор методик проведения ОРКСЭ. Кроме того, был сделан акцент на
необходимости подготовки кадров, в том числе — с религиоведческим и
культурологическим бэкграундом.
После пленарной секции участники конференции
разделились на три секции. Первая секция была посвящена практике реализации
ОРКСЭ и ОДНКНР, основной акцент был сделан на воспитательных задачах учебной
дисциплины, а также на профилактике экстремизма.
Так, открыла секцию с докладом доцент
Тульского государственного университета, кандидат философских наук Татьяна
Алексеевна Есина, которая рассказала о потенциале государственного праздника
как инструмента формирования гражданской идентичности молодежи. Докладчик
отметила, что политический миф — важный инструмент институализации праздника.
Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы связать сакральное
содержание с идейно-политическим началом посредством современных педагогических
методик, в том числе: мастер-классов, политических дебатов. «Гражданская
идентичность должна формироваться с детства посредством правосознания. Только
тогда можно говорить о противодействии экстремизму», — отметила Татьяна
Алексеевна.
В свою очередь педагог школы №13 города
Подольска Московской области Наталья Леонидовна Глазырина в своем докладе
сделала акцент на необходимости увеличения познавательной активности
обучающихся посредством использования игровых, коммуникативных и проектных
методик.
Кроме того, актуальные методики,
использующиеся в рамках преподавания курса ОРКСЭ, продемонстрировала учитель
начальных классов школы №13 Светлана Леонидовна Медведева. «Работа с притчами,
стихотворениями, игры, криптограммы, ребусы и другие нестандартные задания
повышают познавательную активность и интерес к предмету со стороны
обучающихся», — уверена Светлана Леонидовна.
Доцент кафедры гуманитарного и эстетического
образования ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
(г. Курган) Надежда Николаевна Ушакова привлекла внимание аудитории к проблеме
повышения квалификации педагогов. Спикер отметила, что введение предмета ОРКСЭ
предполагает необходимость переподготовки педагогов и представила программу
Индивидуального повышения квалификации, основанную на максимальном вовлечении
слушателя в учебный процесс: курс выбирает и формирует слушатель, преподаватель
же выступает в качестве консультанта.
Завершающим в секции стал доклад Анастасии
Николаевны Кошечко, директора Международного научно-практического центра
аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания.
В докладе было уделено внимание таким
актуальным вопросам как: воспитательный потенциал духовного воспитания,
дискуссия о светскости образования, проблема инфантилизации сознания
современного человека. Анастасия Николаевна отметила, что для воспитания
духовных ценностей в рамках общего образования необходима «психологическая
грамотность» – понимание того, как устроен внутренний мир человека. Спикер
сделала акцент на важности привлечения педагогического сообщества к
содержательной разработке основ духовного воспитания, дискуссии и обсуждению.
Вторая секция в рамках Всероссийской
конференции была посвящена региональной специфике и проблемам
учебно-методического обеспечения преподавания предметных областей ОРКСЭ и
ОДНКНР.
Открыл секцию доцент факультета гуманитарных
наук НИУ «Высшая школа экономики», кандидат философских наук Всеволод
Валерьевич Золотухин, который рассказал о проблемах и перспективах учебной
области ОРКСЭ на основе проведенного специалистами компании «Альмира» опроса
учителей в 10 регионах России. По его словам, важным результатом исследования
стало то, что 30% участников опроса не смогли дать ответ на вопрос о том, как
нужно совершенствовать ОРКСЭ. «Коллеги говорят о необходимости совершенствовать
методическое оснащение. УМК, материалы, единый сток пособий. Региональные
сайты. Регулярные обсуждения! Плюс, актуальна подготовка кадров. Факультеты
педвузов, специализация и пр. Предмет очень сложный, необходима фундаментальная
подготовка специалистов. Важно и этически выдержанное отношение: и
преподаватель, и ученики должны быть мотивированы, в противном случае будет
достигнут обратный эффект», — резюмировал Всеволод Валерьевич.
В свою очередь методист АОУ ВО ДПО
«Вологодский институт развития образования» Елена Софична Ульянова поделилась
опытом Вологодской области в реализации курса «Истоки». Она отметила, что курс
является образовательным брендом области. «Курс разрабатывался как областной,
начиная с 1996 года. Он не создавался как курс, который должен
сертифицироваться во всероссийском масштабе и, вероятно, нуждается в
методической доработке в связи с федеральными требованиями», — отметила Елена
Софична.
На необходимость воспитания обучающихся через
внеурочную деятельность обратила внимание в своем докладе Ольга Ануприевна
Прокаева, учитель русского языка и литературы и основ православной культуры
Тоузаковского филиала ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» села Кинель-Черкассы Самарской области.
Она отметила воспитательный пример русской литературы и науки, в особенности
наследия Д. С. Лихачёва. «В регионе созданы центры научно-методического
сопровождения учителей предмета ОРКСЭ модуля ОПК. Необходимо сосредоточение на
православных ценностях», — уверена Ольга Ануприевна.
Доцент кафедры предметных областей КОГОАУ ДПО
«Инстиут развития образования Кировской области», кандидат исторических наук
Юлия Валерьевна Першина подчеркнула важность исторического краеведения для
духовно-нравственного воспитания и проиллюстрировала эту роль на примере
Кировской области. Она отметила, что знание этой тематики позволяет выработать
этические ориентиры.
Повышение квалификации как важнейшую проблему
назвал в своем выступлении руководитель учебно-методического центра
духовно-нравственного образования и воспитания Калининградского областного
института развития образования Денис Сергеевич Жариков. Он посетовал на то, что
сегодня нет мотивации, которая необходима педагогам. При этом для эффективной
работы важна не только мотивация, но и непрерывность программ переподготовки. В
качестве примера Денис Сергеевич привел пример программ переподготовки
Калининградского института развития образования.
О проблеме мотивированности также высказался
Виталий Валерьевич Сухоребров, учитель МБОУ «Специализированная школа №1 города
Феодосия». В частности для преодоления этой проблемы в Крыму проводятся
мониторинги на местах, а также съезды директоров школ Крыма и семинары для
учителей.
Завершающим секцию стал доклад учителя
начальных классов МБОУ «Прогимназия «Президент»» города Дербента, учитель курса
«Основы мировых и религиозных культур и светской этики» Альбина Горхмазовна
Рагимова. Она рассказала о результатах проведения в Дербенте 21 мая 2019 года
Межрегиональной научно-практической конференции «Эффективные стратегии
реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики»: теория и практика».
В рамках Всероссийской научно-практической конференции
также прошла и третья секция, которая была посвящена психолого-педагогической
специфике, инновационным методикам преподавания и перспективам курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России». В рамках секции были заслушаны
два доклада.
Денис Михайлович Сахарных, начальник отдела
ФГБОУ ВО «КНИТУ», тренер-преподаватель ОРКСЭ в своём докладе «Эффективность
ОРКСЭ и ОДНКНР: использованные и неиспользованные возможности» рассказал о
проблемах реализации курса, затронув вопрос ранней актуализации религиозного
разделения. Тем не менее, курс, по его словам, помог преодолеть табу на
присутствие знаний о религии в системе образования, а также привнёс в школу
разговор об этике и морали напрямую. Кроме того, Денис Михайлович обратил
внимание, что в курсе ОРКСЭ должна присутствовать система оценивания, методики
которой уже есть.
В свою очередь Марина Алексеевна Малафеева,
сотрудник Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в
образовательных организациях Российской Федерации МПГУ, рассказала о
направлениях развития предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. Доклад был построен
на основе мониторинга и анализа публикаций за 2017 и 2018 года. Обозначенные
направления развития были составлены, опираясь на 106 отобранных по специальным
критериям публикаций. Таких направлений было названо пять. «Перспективы
напрямую зависят от решения уже существующих проблем. В частности тех, которые
обозначаются самими педагогами, родителями и учениками. Поэтому только
комплексный подход, коммуникация и объединение усилий сможет дать
действительный толчок в развитии ОРКСЭ», — резюмировала Марина Алексеевна.
В завершении секции прошла активная
дискуссия, направленная на обмен опытом между участниками конференции. Каждый
выступающий оставил на общем флипчарте свои контакты для дальнейшего
взаимодействия с коллегами, с целью эффективной работы по реализации предметных
областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Мероприятие прошло по заказу Министерства
просвещения Российской Федерации и было реализоано Союзом «Профессионалы в
сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира» при научно-методической
поддержке Московского педагогического государственного университета во
исполнение проекта «Реализация комплекса мероприятий по повышению эффективности
реализации комплексного учебного курса „Основы религиозных культур и светской
этики“, предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение
духовно-нравственной культуры народов России», проводимого в рамках направления
(подпрограммы) «Содействие развитию дошкольного и общего образования», и
подытоживает итоговые результаты проекта.