Проблемы правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в регулировании нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
Актуальность. Действующим законодательством
закреплено требование о необходимости определения порядка для расчета
нормативов на реализацию образовательных программ дошкольного, общего и
дополнительного образования детей, однако на сегодняшний день федеральное
регулирование этого вопроса не предусмотрено.
На федеральном
уровне установлено требование об утверждении нормативных затрат на оказание
государственных и муниципальных образовательных услуг (ст. 69.2 Бюджетного
кодекса Российской Федерации [1]) и утверждены Общие требования для расчета
указанных затрат – Общие требования к определению нормативных затрат на
оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и
молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое
обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным
(муниципальным) учреждением, утвержденные приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 22.09.2015 № 1040 [2].
Иными словами,
существуют федеральные требования в части определения нормативных затрат на
местном уровне, а также нормативных затрат в отношении региональных
образовательных организаций, а вопросы определения объема субвенций местным
бюджетам на образование находятся в исключительной компетенции региона.
Таким образом, в
связи с отсутствием федерального акта, который бы закрепил порядок формирования
нормативов расходов в отношении дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных
организаций, в субъектах Российской Федерации сложилась различная
правоприменительная практика по этому вопросу.
Цель статьи – определить проблемные зоны правоприменительной практики
субъектов Российской Федерации в регулировании нормативных затрат на оказание
государственной услуги в сфере дошкольного образования и предложить пути
решения по их устранению.
Основная часть.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [3] к полномочиям
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных
дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в
муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного
образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством
предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда,
приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за
исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в
соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти
субъектов Российской Федерации.
При этом частью 2 статьи 99 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что указанные
нормативы определяются по каждому уровню образования в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом, по каждому виду и
направленности (профилю) образовательных программ, в том числе с учетом
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим
работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны
здоровья обучающихся.
Пунктом 2 части 3 статьи 11 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные
государственные образовательные стандарты включают в себя, в том числе
требования к финансовым условиям реализации основных образовательных программ.
Таким образом, перечень расходов, связанных с обеспечением
предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» государственных гарантий реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования самостоятельно
определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с
учетом вышеупомянутых норм Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» и требований к финансовым условиям реализации основных
образовательных программ, определенных в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 [4].
Анализ
правоприменительной практики регионов по вопросу финансирования государственной
услуги по получению дошкольного образования свидетельствует о наличии ряда
проблем, связанных с неодинаковым применением положений Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (далее – ФГОС дошкольного образования) об обеспечении финансирования
дошкольного образования.
Во-первых, в субъектах Российской Федерации отсутствует
единый подход к формированию нормативов и затрат на представление услуги в
сфере дошкольного образования, что приводит к различиям в правовом
регулировании этого вопроса:
не все субъекты Российской Федерации утверждают
нормативно-правовым актом методику расчета нормативов: утверждены методики в Московской
области, Тамбовской области, Красноярском крае, Ставропольском крае,
Хабаровском крае; треть субъектов не утвердили методику и правила определения
нормативов для расчета субвенций на дошкольное образование (Волгоградская
область, Ярославская область);
не все субъекты Российской Федерации утверждают
региональным нормативно-правовым актом размер нормативов для расчета субвенции
на дошкольное образование: к таким субъектам относятся 20% регионов
(Владимирская область, Рязанская область, Тульская область, Ульяновская
область, Пензенская область и др.);
не существует единой
практики по утверждению методик и размеров нормативов: в ряде субъектов
Российской Федерации нормативы устанавливаются теми же актами, что и методики
их расчета (Еврейская автономная область, Астраханская область, Краснодарский
край, Мурманская область, Липецкая область, Московская область); в других
регионах нормативы, рассчитанные на основании методик, утверждаются ежегодно законом
о региональном бюджете либо отдельными нормативными правовыми актами
(Волгоградская область, Свердловская область, Республика Хакасия).
Второй распространенной проблемоой в правоприменительной
практике субъектов Российской Федерации является несоблюдение правила о том,
что нормативы на местном уровне должны быть не меньше нормативов на региональном
уровне. Существуют примеры значительных различий и между нормативами,
используемыми на региональном уровне для определения субвенции на образование
местным бюджетом, и нормативными затратами, устанавливаемыми местными
администрациями в отношении подведомственных муниципальных образовательных
организаций. В качестве муниципального норматива используется средневзвешенное
значение нормативов затрат на оказание муниципальных услуг в субъекте
Российской Федерации.
Наибольшую разницу минимальных нормативов, установленных
субъектами Российской Федерации для расчета субвенции, и нормативных затрат
муниципальных образований демонстрируют следующие регионы: ЯмалоНенецкий
автономный округ, Ленинградская область, Владимирская область, Хабаровский
край, Рязанская область, Республика Татарстан, Ярославская область, Иркутская
область, Алтайский край.
Как показал анализ, в части субъектов Российской Федерации
муниципальные нормативы на образовательные услуги занижены по сравнению с
нормативами, устанавливаемыми на региональном уровне. В некоторых регионах
муниципальные нормативы меньше нормативов для расчета субвенций из бюджета
субъекта Российской Федерации; в других регионах значения обоих нормативов
равны друг другу.
Еще одной значительной проблемной зоной является
несоблюдение субъектами Российской Федерации требований ФГОС дошкольного
образования, к финансовым условиям реализации программ
дошкольного образования.
Так, пунктом 3.6.3 ФГОС дошкольного образования,
предусмотрено, что нормативы обеспечения государственных гарантий реализации
прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
определяются в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом типа
организации, осуществляющей образовательную деятельность, специальных условий
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических
работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья
детей, направленности образовательной программы дошкольного образования,
категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной
деятельности, и должны быть достаточными и необходимыми для осуществления
организациями, осуществляющими образовательную деятельность:
расходов на оплату труда работников, реализующих
образовательную программу дошкольного образования;
расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие
материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном
виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе
материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных
образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной
деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья;
расходов, связанных с дополнительным профессиональным
образованием руководящих и педагогических работников по профилю их
деятельности;
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением
реализации образовательной программы дошкольного образования [4].
В правоприменительной практике регионов нередки случаи
(нарушения выявлены в 23 регионах), когда регионы и органы местной власти не
включают услуги по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в государственное (муниципальное)
задание организациям, реализующим образовательные программы дошкольного
образования, и таким образом, нарушаются положения Федерального закона «Об
образовании в Российской федерации» (ч.3, ст.79, ч.1. ст. 8), ФГОС дошкольного
образования (п. 3.6.3).
Выводы
В правоприменительной практике субъектов Российской
Федерации по реализации положений Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС
дошкольного образования сложились различные подходы к обеспечению
финансирования дошкольного образования.
Различия в правовом регулировании предоставления
государственной (муниципальной) услуги дошкольного образования в субъектах
Российской Федерации отрицательно влияют на обеспечение государственных
гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного
образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях,
общедоступного и бесплатного дошкольного, в муниципальных общеобразовательных
организациях.
Возможным путем решения проблем правоприменительной
практики по вопросу финансирования дошкольного образования является разработка
Министерством просвещения Российской Федерации нормативно-правового акта,
который бы закрепил на федеральном уровне порядок формирования нормативов
расходов в отношении дошкольных образовательных организаций в целях
единообразного применения положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования.
Литература:
1. Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ// Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 г. № 1040 «Об
утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной
политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение
выполнения государственного (муниципального) задания на оказание
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным
(муниципальным) учреждением» //Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти от 2015 г., № 50.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/