Актуальные задачи и роль педагогического работника образовательных организаций начального общего и основного общего образования в процессе реализации единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности
Педагогическое образование является средством обеспечения одного из ведущих комплексных прав человека современной эпохи – права на получение качественного образования, и условием обеспечения защиты обучающихся, прежде всего, конечно, детей, от некомпетентного воздействия на них со стороны взрослых - от родителей до учителей и педагогов общеобразовательных организаций начального общего и основного общего образования.
На сегодняшний день существуют «слабые места» в современном образовании педагогического работника:
1) снижение дидактической компетентности педагогических работников, которая предполагает мобильное знание современных теорий обучения, гибкое владение методами обучения и развитое критическое мышление. Одним из проявлений дидактической компетенции является умение формировать единые подходы к оцениванию основных видов речевой деятельности. Недостаточно выделяется времени в ВУЗах на подготовку и формирование общей профессиональной культуры педагогических кадров.
2) снижение педагогической культуры педагога.
Педагогическая культура — существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики. Однако для педагогической культуры одним из важных аспектов является речевая культура педагога. Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач, а также служит регулятором профессиональных взаимоотношений.
3) отсутствие корректировки всех общеобразовательных стандартов и программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Разработанные образовательными учреждениями основные образовательные программы (ООП), включающие учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы не соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам.
Основной проблемой остается то, что некоторые термины и понятия, которые используются в стандарте, не соответствуют традиционному пониманию и использованию в частных методиках. Необходимо обратить внимание на выполнение всех требований стандартов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов в образовательном процессе, а также в конкретной деятельности учителя и школы. Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день существует необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров, с учетом всех указанных недоработок.
Система повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений разных типов и видов является послевузовским педагогическим образованием. которое имеет следующие аспекты:
1) формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры;
2) обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста;
3) обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;
4) преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкции (кризисов, деформаций, стагнации);
5) психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций;
6) формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения;
7) развитие, ключевых квалификаций и социально-профессиональных компетенций.
Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением технологий, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Его формами являются профессионально-образовательные программы, реализуемые на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации.
Также за счет расширения доли проектных, исследовательских, творческих способов деятельности, проведения деловых игр и реализация практико-ориентированных проектов, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов будет наблюдаться изменение содержания и технологий повышения квалификации, которые в первую очередь направлены на удовлетворение требований общества к качеству образования и педагогическому профессионализму.
По материалам проекта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.