12+

Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

Уникальный опыт развития системы образования в Арктике представила Якутия


В Салехарде на Международном форуме коренных народов и VIII Всероссийском съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ первый заместитель министра образования и науки Якутии, доктор педагогических наук, профессор Феодосия Габышева представила доклад о реализуемых в северной республике инновационных образовательных проектах, направленных на развитие детей и молодежи, человеческого потенциала в регионах Арктики, Российского Севера.
Среди представленных делегатом от Якутии проектов – «Педагогика Севера», «Учителя Арктики», «Международная Арктическая школа», «Арктический образовательный кластер», «Международный Арктический центр культуры и искусства». «Каждый проект ориентирован на обновление содержания образования и на то, чтобы дети и молодежь, живущие в арктической труднодоступной зоне, могли получать качественное образование наравне со всеми», - подчеркнула Габышева.
В ходе своего выступления Феодосия Габышева также акцентировала внимание на важности разработки федеральной целевой программы «Дети Арктики». Представитель Якутии призвала делегатов форума поддержать разработку программы, назвав ее одной из эффективных моделей социально-экономического развития в части подготовки детей к жизни с освоением навыков проживания в экстремальных природных условиях. Основные направления госпрограммы включают социализацию детей, повышение профессионального уровня педагогических и руководящих кадров, сохранение и укрепление здоровья детей, основ традиционной кухни.
Приветствуя делегатов форума, первый министр образования и науки Якутии отметила, что с тех пор, как проект республики «Кочевая школа» придал всему кочевому образованию в России официальный статус и поспособствовал сохранению малокомплектных школ в сельской местности, прошло 10 лет. Впоследствии он был поддержан и на международном уровне – государствами, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни, среди которых Норвегия, Финляндия, Канада, Монголия, страны Азии и Африки. Экспертами была признана универсальность моделей кочевых школ, ведь они подходят не только для детей оленеводов, но и для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей вахтовиков, осваивающих новые территории. Представитель Якутии сообщила, что в регионе функционируют 11 кочевых школ с детскими садами.
Представляя проект «Педагогика Севера», Феодосия Габышева сообщила, что он подразумевает под особой процесс внедрения принципов этнической системы воспитания, созданной в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в современную образовательную среду. Проект «Учителя Арктики»,  по информации Габышевой, разработан совместно с экспертами ЮНЕСКО и направлен на обеспечение образовательных организаций кадрами, владеющими инновационными педагогическими технологиями. В рамках проекта функционирует информационно-образовательный портал, востребованный сегодня не только в республике. На портале зарегистрировано более 28 тыс. участников из арктических зон 8 стран (Россия, США, Канада, страны Скандинавского полуострова). Кроме того, в рамках проекта реализуется программа «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов». Молодые учителя, заключившие Договор о работе сроком на 5 лет, получают социальную выплату для приобретения жилья в размере 50% от стоимости однокомнатной квартиры.
По информации делегата от Якутии, с начала реализации подпрограммы в сельские отдаленные труднодоступные школы были направлены 300 молодых учителей, из которых 144 человека, успешно выполнив условия договора, получили государственную поддержку в размере более 1 млрд. 200 млн. рублей и смогли улучшить жилищные условия. Как подчеркнула Габышева, социальным эффектом реализации подпрограммы является то, что «практически каждый второй учитель продолжил свою педагогическую работу в школах Севера и Арктики, став инициатором и организатором социальных проектов в селах и районах».
Говоря о проекте «Арктический образовательный кластер», первый замминистра образования и науки Якутии отметила, что он позволяет реализовать совместные проекты не только по образованию, но и по летнему отдыху и оздоровлению детей Арктических районов в городе Якутске и за пределами республики. Целью другого проекта «Международная Арктическая школа», по ее информации, является развитие личностного потенциала детей Арктики через реализацию интегрированной образовательной модели федерального и международного стандартов, программ международного бакалавриата, которые позволят им поступать в ведущие университеты России и мира. Для достижения высокого качественного уровня отечественного образования будет осуществляться преподавание на русском и английском языках, предусмотрено изучение родных языков малочисленных народов Севера.
Завершила свое выступление Феодосия Васильевна следующими предложениями Якутии: содействовать организации и проведении Всероссийского съезда учителей родных языков и литератур КМНС и Дальнего Востока на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в IV квартале 2017 года; инициировать разработку и принятие федеральной целевой программы «Дети Арктики» с участием субъектов Арктической зоны РФ и Ханты Мансийского АО, определить оператором государственной целевой программы «Дети Арктики» НИИ Национальных школ Якутии.
Перейти к списку новостей