Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

Единые подходы к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС: новый проект Минорбнауки России


Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации, определенным в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 19 декабря 2012 года N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года.

Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.

Одной из особенностей федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования является их ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием функциональной грамотности. В связи с этим предмет «Русский язык» на всех этапах обучения приобретает особый статус. Метапредметная функция школьной дисциплины «Русский язык» обусловлена самой природой языка, особенностями протекания процессов мышления, познавательной деятельности, спецификой формирования целостной картины мира, которая, по сути дела, является продуктом речемыслительной деятельности сознания в процессе коммуникации. Именно поэтому успешность обучения в школе по разным дисциплинам во многом определяется уровнем развития коммуникативно-языковых способностей ученика.

Данная особенность современного преподавания русского языка в школе во многом определяет и содержание современного курса, который направлен не только на формирование системы предметных умений и навыков, но и на целенаправленную отработку метапредметных умений, связанных с развитием важнейших речемыслительных способностей, востребованных в процессе изучения всех школьных дисциплин.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтение, говорение, письмо, аудирование. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности при изучении всех предметов школьного цикла, как необходимое условие формирования функциональной грамотности и реализации требований ФГОС.

Поиски новых форм и технологий, соответствующих специфике учебного предмета «Русский язык» в современных условиях, осуществляются спонтанно. Отсутствие системного и систематического отслеживания процесса обучения видам речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) как в рамках предмета, так и в процессе изучения других предметов школьного цикла, и как следствие, единой адекватной оценки эффективности тех или иных методов обучения и контроля требуют выработки новых подходов к реализации метапредметной функции школьного курса русского языка с учётом особенностей формирования и развития языковой личности, освоения языковой картины мира и овладения языковой системой (Ю. Н. Караулов). Особую актуальность приобретает проблема совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности в связи с неоднородной этносоциальной и языковой ситуации в Российской Федерации, разнообразием существующих типов и моделей обучения русскому языку как неродному.

Внедрение единых подходов обусловлено и трудностями, существующими в практике школы: недостаточным уровнем внедрения программно-методического и дидактического обеспечения метапредметных результатов; недостаточной готовностью педагогов к выделению критериев адекватной оценки видов речевой деятельности, низкой компетентностью учителей и преподавателей в сфере функционирования школ с этнокультурной направленностью в области соблюдения единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на всех этапах обучения по всем предметам школьного цикла. Перечисленные недостатки негативно сказываются на создании в школе единого методологического, методического, дидактического и психологического пространства, не позволяют определять динамическую картину развития обучающихся по предмету, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ученика, с учётом применения знаний по русскому языку в практике изучения других предметов школьного цикла.

Иными словами, необходимо выработать механизмы перехода одной методической сущности в другую: целей обучения, заявленных во ФГОС, в требования к процессу обучения и контролю на всех этапах обучения. Особую актуальность приобретает эта проблема на этапе начального общего и основного общего образования.

В свете существующих в современной методике установок на коммуникативность, системность, развивающий характер обучения вопросы развития связной устной и письменной речи школьников еще далеки от теоретической и практической завершенности. Как показывают наблюдения, устная и письменная речь детей бедна, недостаточно развита, страдает отсутствием правильности, логичности, точности, выразительности. На низком уровне и теоретические знания детей о тексте, отсюда неумение определять тему, основную идею, замысел автора. Все это сказывается на качестве создаваемых учащимися связных устных и письменных высказываний по другим предметам.

Не секрет, что в образовательных организациях страны накоплен определенный практический опыт по методическим подходам к развитию основных видов речевой деятельности, но до сих пор не разработана целостная научно-методическая система использования этого материала для развития коммуникативной компетенции школьников, для формирования навыков говорения и письма, не выработаны единые критерии оценивания.

В связи с этим, перед системой российского образования ставится задача по созданию предпосылок для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в Российской Федерации благодаря профессиональному росту педагогических работников начальных классов и педагогов-предметников основной школы по вопросам реализации единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности.

Эта масштабная задача найдет свое решение в рамках нового проекта Министерства образования и науки РФ, который так и называется: ««Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», проводимому в рамках мероприятия 6 «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации», направления 1 «Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России».

Результаты проекта будут использованы для проведения мероприятий по повышению квалификации педагогических и управленческих работников системы образования вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности на ступени начального общего и основного общего образования;

Проведение обучающих мероприятий и стажировок будет способствовать повышению профессионального уровня педагогических и управленческих работников образовательных организаций, развивать новые компетенции, диверсифицировать свою деятельность.

Перейти к списку новостей