Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

Школы Новой Москвы объединят при помощи автобусов


Учеников станут вывозить из маленьких школ в крупные.

Среди присоединенных к столице территорий Новой Москвы – в основном сельские поселения, в том числе и довольно маленькие, с крошечными сельскими школами. И вот и до них дошла всем известная московская кампания по объединению учебных заведений в крупные комплексы. Как же поступят с отдаленными школами в маленьких селах? Для них столичный Департамент образования придумал необычную технологию – учеников будут вывозить на учебу в крупные учебные комплексы соседних поселений!

- Когда новая территория вошла в состав Москвы, у нас было 22 с небольшим тысячи школьников, сейчас – свыше 25 тысяч, рост более, чем на 10%. В детсады ходили около 9000 малышей, а сейчас – уже 12500! Рост - 40% - с гордостью рассказывает начальник управления образования Троицкого и Новомосковского административных округов Алексей Александров:

- Это говорит о том, что территория развивается, что она интересна для людей, на ней ведется активное жилищное строительство и люди едут сюда жить! На момент объединения с Москвой на присоединенных территориях очередность в детсады составляла 3749 человек, а с 1 ноября этого года мы рассчитываем, что очередь исчезнет полностью! Любой москвич сможет отдать своего ребенка в возрасте от 3 до 7 лет в садик сразу, без ожидания! И школы мы активно объединяем в комплексы, как в столице; изначально было более 80 школ на новых территориях, сейчас это уже 33 крупных образовательных комплекса, в итоге же их останется не более девяти.

Но при объединении школ выявились и трудности – связанные с малыми школами на периферии. Формально приписывать их к общему комплексу – смысла нет, а реально весьма сложно объединить несколько находящихся достаточно далеко друг от друга объектов. Но сельские школы отчаянно нуждаются в реформах. К примеру в первые классы на новых территориях в 2013-14 учебном году всего пошел 2921 ребенок, и во многих школах был хороший набор – по нескольку сотен детей. Но в некоторых маленьких школах, в особенности расположенных на дальней территории Новой Москвы, ближе к калужской области, набор очень слабый… Нет строительства, нет прироста населения, нет детей… Скажем, в школе №2068 в первый класс пришло 8 детей, в школе №2078 – 17. В результате – малокомплектные классы, низкая оплата труда преподавателя – ничего хорошего… Нужно было что-то делать, и в Департаменте образования родилась идея постепенно переводить детей в более крупные и обеспеченные школы в близлежащих населенных пунктах, отвозя их на учебу и обратно на автобусах.

Такой метод мы решили опробовать с первого сентября, когда летом анализировали результаты ЕГЭ и ГИА. По результатам экзаменов в Департаменте выявили слабые точки, и ими как раз оказались маленькие школы отдаленных поселений. И вывоз 9-классников, которым вскоре предстоит сдавать единый госэкзамен, в крупные школы-комплексы, позволит перевести этих ребят на новый, более высокий уровень – и новое качество обучения, и самые разные дополнительные занятия, и расширение круга общения! Детей будем возить на автобусах – для этого на ближайший год Правительством Москвы выделено 35 миллионов рублей – это немало. Родителям предлагаем такой вариант – проезд бесплатный, продленка с допзанятиями, факультативами, спортивными секциями и всем прочим, чего в их школе не было – удобно и полезно! Хотя «ездить в школу на автобусе» для кого-то звучит пугающе, на самом деле расстояния в пределах десяти километров, по дорогам без пробок – это примерно минут десять езды.

Чтобы постепенно приучить родителей, чьи дети учатся в малокомплектных школах, объяснить им, что это безопасно, комфортно и быстро, начнем со старшеклассников. Вот, к примеру, большой комплекс на базе школы в поселении Вороновское – туда будем возить детей из поселков Кленово и Рогово. В Десеновском поселении есть деревня Филимонки – и оттуда будем возить, плюс и дальше станем расширять этот список.

Технология развития школ путем «автобусного объединения» - новая, необычная, и, так или иначе, – неизбежная в рамках нынешней системы «подушного финансирования» и зависимости зарплаты преподавателей от количества учеников. Но, получается, что маленькие школы, в которые приходит мало первоклашек, да еще и старшие и средние классы будут увозить «в центр», постепенно загнутся совсем?!

- Ну, если в районе не будет строительства, прироста населения и роста числа детей – то, получается, что да… Останется в итоге лишь начальная школа. – говорит Алексей Александров.

- Где-то будем приучать детей, родителей и педагогов к выездам в другие школы, начав сперва их возить раз в неделю в Москву – в музеи, в театры. У учителей же в отдаленных школах Новой Москвы тоже нет мотивации – ни с учениками где-то побывать, ни на повышение квалификации отправиться, и всегда имеется отговорка – «да это далеко, да как я поеду…» Мы же будем их к этому стимулировать и мотивировать, дадим транспорт, начнем, так сказать, формировать «миграционные потоки» - чтобы не засиживались!

Перейти к списку новостей