Современные подходы

к профессиональному развитию руководителей общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях

Регистрация

Преодолеть инертность. Сельским школам России хотят помочь выйти из кризиса


Во времена Советского Союза в стране действовало около 40 тысяч школ, которые располагались в деревнях и селах. Сегодня в стране насчитывается не более 25 тысяч сельских школ, многие из которых находятся в стадии реорганизации.

Часто бывает, что в этих образовательных учреждениях учатся всего несколько детей (а то и один ученик, такое тоже бывает в отдаленных районах РФ). При этом площадь школы может доходить до 1000 кв. метров. А учиться в них некому.

Как можно решить эту проблему? Какие силы для этого нужны? Поможет ли сельским школам сотрудничество с городскими образовательными учреждениями? Эти и другие вопросы обсуждались в рамках круглого стола, организованного газетой «Южноуральская панорама» и приуроченного к 20-летию издания.

Сельский житель — звучит гордо

— Расформировать сельские школы непросто, — объяснил руководитель проектов фонда поддержки образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» Николай Махнев. — Потому что их содержание возложено на муниципалитет, а зарплату выплачивают областные структуры. Для области закрыть школу, может, финансово и выгодно, но для муниципалитета это путь в никуда. Потому что это не только оставит без работы учителей, но и ударит по малому бизнесу. Люди еще активнее будут уезжать из деревень, что и так происходит повсеместно.

Корни проблемы, вероятно, еще глубже. В том числе в негативном отношении к сельскому образу жизни и к сельским школам. Причем как у горожан, так и у самих селян. И дети, и их родители, живущие в провинции, в большинстве своем стремятся уезжать в города, оставляя свою малую родину. Зачастую деревенские дети, несмотря на близость к земле, не испытывают ни интереса к сельскому хозяйству, ни гордости по поводу статуса сельского жителя.
Но есть и другие примеры. Например, директор школы № 31 села Смородинка (Миасский городской округ) Ирина Хоруженко прямо заявляет: из села она сознательно не уезжает.

— Я с детства приучена к труду, могу и картошку посадить, и корову подоить. При этом я работаю директором школы, — говорит Ирина Владимировна. — Все, чему я научилась на своей земле, мне пригодилось в жизни. Я знаю, что в любой момент, особенно в наше непростое с экономической точки зрения время, я и моя семья не пропадем. Этому же я пытаюсь учить и моих учеников. Сельский труд — это не что-то позорное, как у нас, к сожалению, многие считают. Это то, что делает человека человеком.

На принадлежащем школе № 31 участке дети сажают овощи, выращивают цветы, собирают урожай. Вот только техники не хватает. «Заполучить хотя бы небольшой трактор», — мечтает директор. Еще одна проблема: действующие законы и регламенты не позволяют просто так использовать выращенную продукцию для нужд школы и реализовывать на рынке.

— В этом плане интересен опыт Якутии, где законодательно прописан статус агрошколы, — отмечает Николай Махнев. — Агрошкола финансируется министерством образования Якутии, а также получает грантовую поддержку со стороны республиканских министерств — сельского хозяйства и экономического развития. Финансирование идет на материально-техническое оснащение, увеличение зарплаты учителям, введение новых должностей в штатное расписание. Поскольку в Челябинской области такого нет, мы предлагаем на федеральном уровне изменить Закон об образовании для сельских школ, чтобы появились агрошколы, ремесленные школы, социокультурные центры, школы социального предпринимательства.

Взаимодействие возможно

Действенным механизмом поддержки сельских школ стал проект «Электронная энциклопедия сельских школ России», разработанный в Челябинской области и ставший уже национальным. На специально созданном сайте руководство любой сельской школы может разместить историческую справку о своем учебном учреждении, рассказать о становлении школы, ее культуре и традициях, директорах, выпускниках. Для каждой школы создается своя страничка, на которой можно размещать и официальные сведения о школе, и неофициальную, «живую», информацию: воспоминания, отзывы, фотографии, видеосюжеты, публикации о школе в СМИ.

Подобная самопрезентация позволяет сельским школам заявить о себе, найти своих выпускников, которые могли бы принять участие в проектной деятельности и поддержать школу. Либо получить контакты городских школ, в том числе Москвы, которые готовы принять у себя коллег, поделиться своим опытом, методическими материалами.  

Пример такого взаимодействия — участие уже упоминавшейся школы № 31 села Смородинка в «Адмиральских играх», которые были организованы в Москве школой № 1456 им. адмирала Кузнецова. Учащиеся из 7 регионов России, среди которых — республики Марий-Эл и Крым, Калужская, Тверская, Челябинская, Свердловская, Белгородская области, в течение трех дней соревновались в различных видах спорта и военизированных эстафетах, посетили главные достопримечательности столицы, познакомились со сверстниками. Школы, в свою очередь, заключили договоры о сотрудничестве, в рамках которых московские специалисты будут оказывать методическую поддержку сельским школам.

Еще один удачный опыт взаимодействия, который стал возможен благодаря проекту «Электронная энциклопедия сельских школ России», — сотрудничество лицея № 31 города Челябинска с Коелгинской средней общеобразовательной школой. Благодаря инициативе директора лицея Александра Попова для педагогов и учащихся из Коелги были организованы экскурсии по лицейским лабораториям, мастер-классы специалистов в области физики, экономики, филологии, иностранных языков, оказана методическая поддержка. Подобное сопровождение сельских школ осуществляет также челябинская гимназия № 76 под руководством директора Людмилы Алферовой.

— Участие в проекте «Городская школа — сельской» придало нам уверенности, и мы заявились на получение гранта в рамках конкурса региональных инновационных площадок, — рассказала директор Коелгинской СОШ Ольга Костенко. — Мы разрабатывали тему «Мотивирующая интерактивная среда для раннего личностного и профессионального самоопределения школьников». Наша задача заключалась в том, чтобы показать нашим детям, что жизнь на селе — это здорово. Ребята приходили на предприятия, проводили там целый день в сопровождении специалистов и получали более полное представление о профессии. В итоге нам удалось войти в десятку победителей. В этом году мы ждем финансирование.

Меняем сознание

В министерстве образования и науки Челябинской области отмечают, что взаимодействие сельских и городских школ началось не вчера. В прошлом году в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» было выделено около 5 млн рублей (2,9 млн рублей из федерального бюджета, 2 млн — из областного) на оказание помощи сельским школам, которые нуждаются в методической поддержке и готовы к сотрудничеству с коллегами из городов.

— Были определены 10 школ-лидеров, которые эту поддержку могут оказать. Это Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей, 4 школы Челябинска, 2 школы Магнитогорска, школа Миасса, — сообщил заведующий учебно-методическим центром проектирования инноваций Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Александр Машуков. — Уже есть хорошие результаты. Два месяца в рамках проекта с одной из сельских школ работала гимназия № 76 города Челябинска. И если, по предварительным ожиданиям, 12 девятиклассников из 16 участников проекта имели все шансы остаться без аттестата из-за низкой успеваемости, то после проведенной работы все ребята успешно сдали экзамены. Главное для нас сейчас — изменить отношение некоторых директоров сельских школ, которые считают, что на них навешивается ярлык неуспешного образовательного учреждения. Это не так. Мы хотим вкладывать ресурсы в тех, кому это действительно нужно.

Участники круглого стола сошлись на мнении, что на все сельские школы Челябинской области выделенных денег не хватит и кардинально это ситуацию не изменит. Селу нужны не просто деньги на организацию учебного процесса. Нужны модели, мотивирующие учащихся принять сельский образ жизни. В этом вопросе важны совместные действия органов власти, общественных организаций и СМИ.

— Мы поддерживаем проект «Электронная энциклопедия сельских школ России» и считаем, что нужно заключить договор между общественниками и региональным минобрнауки, чтобы расширить информационные каналы, по которым сельские школы смогут получать дополнительную методическую поддержку, — говорит главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников. — Также мы постараемся по запросам школ организовать экскурсии для учащихся из сел и деревень в редакции медиахолдинга «Гранада Пресс», в ЗСО, правительство области.

Несмотря на преимущества проекта, далеко не все школы спешат принять в нем участие. Самыми активными пока являются Оренбургская область (они прислали уже 150 исторических справок о школах), Ульяновская и Сахалинская области (по 63 справки), Белгородская область (61), Ставропольский край (48), Саратовская область (45), Республика Ингушетия (30), Амурская область (25). Всего — 61 регион. И среди них нет ни одной школы из Челябинской области, где, собственно, был разработан этот проект.

— Возможно, причина в нехватке информации, — рассуждает Николай Махнев. — Кто-то, напротив, хочет сразу рассказать о себе всё и тратит много времени и сил на сбор информации. Это делать необязательно, потому что потом можно будет постепенно дополнять свою историческую справку новыми сведениями. Финала у национального проекта нет и быть не может, это вневременной проект. И добавлю, что сельские школы за участие в проекте ничего не платят. Но, даже несмотря на это, мы столкнулись с инертностью многих сельских школ, которую нам все же хотелось бы преодолеть.

Перейти к списку новостей